Избранные вопросы биологии (8-9 классы)

Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Направлена на формирование целостной и всесторонней картины органической природы.

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения, предполагает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент, распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка); проведение практических работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни

преподаватели

Баева Елена Гавриловна, учитель биологии (высшая категория)

Содержание программы

Тема 1. Основы ботаники (6 часов)

Ткани растений. Вегетативные органы. Корень: строение, функции, видоизменения. Побег и стебель: строение, функции, видоизменения. Лист: строение, функции, видоизменения, листорасположение. Генеративные органы. Цветок и соцветие: разнообразие, строение, функции, видоизменения. Плод и семя: строение, функции, значение.

Тема 2. Основы систематики растений (5 часов)

Систематика цветковых. Характеристика классов и семейств. Отдел голосеменные: особенности строения, процессы жизнедеятельности, многообразие. Отдел папоротникообразные: особенности строения, процессы жизнедеятельности, многообразие. Отдел мохообразные: особенности строения, процессы жизнедеятельности, многообразие. Отделы водорослей: особенности строения, процессы жизнедеятельности, многообразие.

Тема 3. Царства грибы и бактерии (2 часа)

Царство бактерии: характеристика бактерий, особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие, значение.

Царство грибы: характеристика грибов, особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие, значение.

Тема 4. Биология человека (12 часов)

Ткани человека. Опорно-двигательная система: строение костей, классификация, соединение костей. Скелет осевой и дополнительный. Мышцы: строение и работа мышц.

Внутренняя среда организма. Кровь: строение, форменные элементы и их функции. Кровообращение: сосуды, строение, движение крови. Строение и работа сердца.

Дыхание. Строение и функции органов дыхания, дыхательные движения, газообмен в органах и тканях.

Питание и пищеварение. Строение органов пищеварения. Этапы пищеварения. Ферменты. Всасывание

Обмен веществ. Витамины. Нормы питания. Энергетические затраты.

Кожа. Мочевыделительная система: строение, процессы. Профилактика заболеваний.

Нервная система. Строение и принцип работы. Спинной мозг: строение, работа спинного мозга.

Головной мозг: отделы, функции. Периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная нервная система.

Органы чувств. Анализаторы: особенности строения и процессов восприятия.

Железы внутренней секреции. Гормоны, принцип действия.

Тема 5. Основы зоологии (7 часов)

Простейшие: общая характеристика, систематика. Губки и Кишечнополостные: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, многообразие.

Типы червей: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, многообразие. Моллюски: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика.

Класс Насекомые: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика. Отряды.

Тип Хордовые. Подтипы. Класс Рыбы: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика. Подклассы

Класс Земноводные (амфибии): общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика. Отряды

Класс Пресмыкающиеся: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика. Отряды

Цели программы

Углубление и расширение знаний учащихся в области биологии; подготовка учащихся к поступлению в учебные заведения биологического, медицинского, ветеринарного профиля

Результат программы

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом обучающимися 8 - 9 классов:

·       перечислять основные свойства живой материи и методы ее изучения;

·       характеризовать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, их характеристики;

·       знать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных, вирусов;

·       называть особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов;

·       уметь выявлять основные компоненты каждого уровня жизни; раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;

·       сравнивать строение и функции клеток растений и животных и человека;

·       делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

·       пользоваться научно-популярной и периодической литературой; самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации;

·       объяснять изученные биологические явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние;

·       давать оценку изученных биологических объектов и процессов, то есть высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении;

·       исследовать реальные связи и зависимости;

·       отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;

·       передавать содержание информации адекватно поставленной цели: сжато, полно, выборочно:

·       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Материально-техническая база

Технические ресурсы:

1.  сеть ИНТЕРНЕТ,

2.  ноутбук,

3.  колонки,

4. магнитофон.