Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Направлена на формирование целостной и всесторонней картины органической природы.
Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения, предполагает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент, распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка); проведение практических работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни
преподаватели
Баева Елена Гавриловна, учитель биологии (высшая категория)
Содержание программы
Тема 1. Основы ботаники (6 часов)
Ткани растений. Вегетативные органы. Корень: строение, функции, видоизменения. Побег и стебель: строение, функции, видоизменения. Лист: строение, функции, видоизменения, листорасположение. Генеративные органы. Цветок и соцветие: разнообразие, строение, функции, видоизменения. Плод и семя: строение, функции, значение.
Тема 2. Основы систематики растений (5 часов)
Систематика цветковых. Характеристика классов и семейств. Отдел голосеменные: особенности строения, процессы жизнедеятельности, многообразие. Отдел папоротникообразные: особенности строения, процессы жизнедеятельности, многообразие. Отдел мохообразные: особенности строения, процессы жизнедеятельности, многообразие. Отделы водорослей: особенности строения, процессы жизнедеятельности, многообразие.
Тема 3. Царства грибы и бактерии (2 часа)
Царство бактерии: характеристика бактерий, особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие, значение.
Царство грибы: характеристика грибов, особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие, значение.
Тема 4. Биология человека (12 часов)
Ткани человека. Опорно-двигательная система: строение костей, классификация, соединение костей. Скелет осевой и дополнительный. Мышцы: строение и работа мышц.
Внутренняя среда организма. Кровь: строение, форменные элементы и их функции. Кровообращение: сосуды, строение, движение крови. Строение и работа сердца.
Дыхание. Строение и функции органов дыхания, дыхательные движения, газообмен в органах и тканях.
Питание и пищеварение. Строение органов пищеварения. Этапы пищеварения. Ферменты. Всасывание
Обмен веществ. Витамины. Нормы питания. Энергетические затраты.
Кожа. Мочевыделительная система: строение, процессы. Профилактика заболеваний.
Нервная система. Строение и принцип работы. Спинной мозг: строение, работа спинного мозга.
Головной мозг: отделы, функции. Периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная нервная система.
Органы чувств. Анализаторы: особенности строения и процессов восприятия.
Железы внутренней секреции. Гормоны, принцип действия.
Тема 5. Основы зоологии (7 часов)
Простейшие: общая характеристика, систематика. Губки и Кишечнополостные: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, многообразие.
Типы червей: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, многообразие. Моллюски: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика.
Класс Насекомые: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика. Отряды.
Тип Хордовые. Подтипы. Класс Рыбы: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика. Подклассы
Класс Земноводные (амфибии): общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика. Отряды
Класс Пресмыкающиеся: общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, систематика. Отряды
Цели программы
Углубление и расширение знаний учащихся в области биологии; подготовка учащихся к поступлению в учебные заведения биологического, медицинского, ветеринарного профиля
Результат программы
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом обучающимися 8 - 9 классов:
· перечислять основные свойства живой материи и методы ее изучения;
· характеризовать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, их характеристики;
· знать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных, вирусов;
· называть особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов;
· уметь выявлять основные компоненты каждого уровня жизни; раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;
· сравнивать строение и функции клеток растений и животных и человека;
· делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
· пользоваться научно-популярной и периодической литературой; самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации;
· объяснять изученные биологические явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние;
· давать оценку изученных биологических объектов и процессов, то есть высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении;
· исследовать реальные связи и зависимости;
· отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
· передавать содержание информации адекватно поставленной цели: сжато, полно, выборочно:
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Материально-техническая база
Технические ресурсы:
1. сеть ИНТЕРНЕТ,
2. ноутбук,
3. колонки,
4. магнитофон.