Математические ступеньки

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа познавательной направленности «Математические ступеньки» разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 51 «Центр детства» для детей в возрасте 6 – 7 лет с учетом программы «Преемственность»: Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет/ Н.А.Федосовой, Е.В.Коваленко.

Программа по содержанию является научной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

 Направленность программы

  Построение дошкольного образования по программе нацелено на создание комфортной развивающей образовательной среды для общего развития детей в самый сложный для них период перехода из дошкольного детства в школьное обучение. Образовательная программа направлена на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного усвоения ими образовательных программ начального общего образования.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Отличительные особенности Программы.

Особенность программы заключается в том, что она носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса; обеспечивает позитивную социализацию детей, помогая им освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); ориентирована не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организовывает и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Программа инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.

Новизна состоит в том, что данная Программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

преподаватели

Шубенок Елена Леонидовна - воспитатель, высшая категория. Педагогический стаж - 33 года.

Образование: Профессиональная переподготовка. Педагог дополнительного образования - 506 часов.

 

Содержание программы

Курс "Математические ступеньки" направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Признаки (свойств) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)

Временные представления: раньше – позже, вчера, сегодня, завтра

Цифры и числа от 0 до 10.  Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие:

— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Цели программы

Цель программы: подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе путем развития их физических, социальных и психических функций в единстве дошкольного и школьного образовательного пространства

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • приобщение к родному языку и культуре;
  • побуждение а к самостоятельному решению коммуникативных задач;
  • формирование элементарной диалогической и монологической речи;

Развивающие:

  • развитие личностных качеств;
  • развитие творческой активности;
  • развитие умений действовать по правилам;
  • создание условий для полноценного и своевременного психологического развития;

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к культуре и языку

Результат программы

Ребенок научится:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
  • считать  до 10 и в обратном направлении;
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться в тетради в клетку;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Материально-техническая база

Программа: Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016 

Учебник: Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016

Дидактические средства для воспитанников: Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016. 

Экранно-звуковые пособия: 

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  • Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).
    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Стоимость

800 руб. в месяц.