«Эрудит»

Детское экспериментирование является эффективным средством развития таких важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе, способствует развитию логического мышления. Объединяет опыт детей, полученный в ходе воспитательно – образовательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Данная программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления дошкольников; заинтересованности детей первыми несложными, занимательными исследованиями и экспериментами, возможности помочь им увидеть удивительное и непонятное в обычных, хорошо знакомых предметах и явлениях.

Особое внимание уделяется формированию первых представлений о существующих в природе взаимосвязях. Также экспериментирование объединяет все виды деятельности.

Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты (вода, воздух, песок и др.) связаны между собой и как живые организмы (растения, животные и др.) зависят от среды обитания. Такой подход в работе кружка позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

Важное значение придаётся нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране родного края.

Особое внимание уделяется познанию самого себя. Предлагаемые в программе знания о человеческом организме соответствуют интеллектуальным возможностям детей старшего дошкольного возраста, конкретности их мышления, опоре при изучении нового на наглядность, чувства, ощущения.

преподаватели

Стовба Татьяна Сергеевна

Содержание программы

Первый блок программы «Экспериментальная деятельность» включает в себя экспериментирование с песком и глиной, воздухом, водой, бумагой и тканью и различными  материалами (дерево, металл, пластмасса, пенопласт), экспериментирование с магнитом, а также введение понятия «полезные ископаемые» (горные породы и минералы). 
 
В ходе освоения второго блока «Валеология» будут сформированы первичные представления о некоторых органах тела человека (коже,желудке, кишечнике, крови, мозге), их местонахождении, значении и основной функции. Особое место уделяется формированию представления о здоровом образе жизни.

Цели программы

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, основ исследовательского поведения, а также формирование знаний о человеческом организме.

Результат программы

  1. Умеют видеть проблему и формулировать вопрос;
  2. Умеют проводить обследование предмета, описывать наблюдения во время экспериментальной деятельности;
  3. Имеют представления о свойствах и качествах некоторых предметов, веществ, явлений неживой природы;
  4. Знают и соблюдают правила личной безопасности;
  5. Могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые;
  6. Умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  7. Умеют выдвигать простейшие гипотезы, делать выводы, простые умозаключения;
  8. Знают графические и практические способы фиксирования хода наблюдений, экспериментирования и их результатов;
  9. Сформированы навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы и поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике;
  10. Видят многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  11. Сформированы первичные представления о некоторых органах тела человека (коже,желудке, кишечнике, крови, мозге), их местонахождении, значении и основной функции, различают понятия «часть тела» и «орган»;
  12. Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, любознательны;
  13. Задают вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаются за помощью к взрослому;
  14. Любят экспериментировать, принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  15. Умеют выслушивать инструкции и запоминать, проводить элементарные исследования и эксперименты;
  16. Способны спланировать работу и разделить обязанности при коллективном труде.

Материально-техническая база

- микроскопы с набором для опытов и комплектом микропрепаратов;

- комплекты для проведения экспериментов (тематические наборы);

- комплекты настольных игр и развивающих пособий для изучения основ естествознания;

- лабораторные емкости, посуда, контейнера разных размеров;

- приборы для проведения опытов и медицинские материалы: пипетки, лупы, палочки, воронки, ватные диски, колбы, мерные ложки и пр.;

- природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и пр.;

- утилизированный материал: проволока, пробки, пластмасса, поролон, пенопласт и пр.;

- разные виды бумаги, ткани, металла;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.;

- мебель: столы, стулья, стойки, шкаф, полки, столик для опытов с водой.