От слова к букве

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Направленность программы.

Построение дошкольного образования по программе нацелено на создание комфортной развивающей образовательной среды для общего развития детей в самый сложный для них период перехода из дошкольного детства в школьное обучение. Образовательная программа направлена на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного усвоения ими образовательных программ начального общего образования.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Отличительные особенности Программы.

Особенность программы заключается в том, что она носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса; обеспечивает позитивную социализацию детей, помогая им освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); ориентирована не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организовывает и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Программа инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.

Новизна состоит в том, что данная Программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

преподаватели

Максимова Ирина Вячеславовна - воспитатель, высшая категория. Педагогический стаж - 34 года.

Образование: Профессиональная переподготовка. Педагог дополнительного образования - 506 часов.

Содержание программы

Содержание программы позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

Обучение строится на игровой деятельности носит практический характер.

Развитие и совершенствование устной речи. Расши­рять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, при­знаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушев­лённых — человек: свойства характера, признаки внешно­сти, поведения), словами с прямым и переносным значени­ем, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе), слова, с помощью кото­рых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к сло­ву, осознание роли слова в тексте фольклорных и литера­турных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содер­жание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллю­страции, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, за­гадок и др.). При этом главное — развитие у детей интере­са к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуа­ции. Формировать правильное понимание переносного зна­чения слов.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно на­зывать существенные признаки; обогащать словарь точны­ми  названиями  качеств.

Обращать внимание на правильность понимания и употре­бления детьми обобщающих слов, активизировать их ис­пользование в речи. Развивать диалогическую и монологи­ческую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстра­ций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать за­гадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описы­вать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, дере­вья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие со­общения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изо­бражению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять соз­дание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать жела­ние детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирова­ние элементарных навыков культуры речи, правильного ре­чевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимна­стики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм лите­ратурного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, упражнения для губ, упражнения для язы­ка); произношение звуков русского алфавита, произноше­ние и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи. Совершенствовать фонематический слух. Закреплять правильное произноше­ние звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию.

Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать глас­ные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные зву­ки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Цели программы

Цель программы: подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе путем развития их физических, социальных и психических функций в единстве дошкольного и школьного образовательного пространства

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • приобщение к родному языку и культуре;
  • побуждение а к самостоятельному решению коммуникативных задач;
  • формирование элементарной диалогической и монологической речи;

Развивающие:

  • развитие личностных качеств;
  • развитие творческой активности;
  • развитие умений действовать по правилам;
  • создание условий для полноценного и своевременного психологического развития;

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к культуре и языку

Результат программы

Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки)

Материально-техническая база

Программа: Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016

Учебник: Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.

Дидактические средства для воспитанников: Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

Экранно-звуковые пособия: 

  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  • Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).
  • CD с компьютерными развивающими заданиями к комплексной программе развития интеллекта для детей старшего дошкольного возраста под редакцией Пономаренко А.С (1, 2 части)
  • http://games-for-kids.ru/ - главная страница
  • http://games-for-kids.ru/x/shkola.php - занимательные уроки для подготовки к школе

Стоимость

800 руб. в месяц