Юный шахматист

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности «Юный шахматист»  (далее Программа) разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 51 «Центр детства»  для детей в возрасте 6 – 7 лет на основе программ: «Шахматы, первый год» И.Г. Сухин; «Шахматы для самых маленьких» И.Г.Сухин; «Как научить шахматам» А. Костенюк, Н. Костенюк.  

Программа по функциональному предназначению является учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной.

Актуальность программы.

В работе педагогов дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.

Направленность программы.

Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – интеллектуально-познавательной, по форме организации – групповой.
Построение дошкольного образования по программе нацелено на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно полное эмоциональное благополучие и счастливую жизнь каждого ребенка.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Отличительные особенности программы.

Структурной особенностью Программы является тематическое планирование, основанное на увлекательных сюжетах, включающих в себя совокупность подсюжетов. Сюжеты разработаны с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их интересов и увлечений. Программа имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

Содержание программы корректируется с учетом субъектного опыта ребенка, его игровых интересов и предпочтений. Оно является гибким и вариативным с точки зрения методов, способов подачи материла, применения полученного опыта в деятельности.

Новизна данной программы определяется тем, что начиная с 6-тилетнего возраста, малыши знакомятся с чудесным миром шахмат, постигают шахматные азы, при этом, шахматы понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.

 

преподаватели

Томилина Татьяна Дмитриевна - воспитатель, I категория. Педагогический стаж работы - 9 лет.

Образование: Повышение квалификации "Методика преподавания курса "Шахматы" в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС", 72 часа.

Содержание программы

Содержание курса

  • соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

 

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Программой предусматривается 32 шахматных занятия (одно занятие в неделю) для подготовительной группы. Учебный курс включает в себя 6 разделов.

Занятие проводится 1 раз в неделю по 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части происходит погружение ребенка в сюжет занятия через беседы; создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, побуждающая его к активной деятельности.

В основной части активно используются мультимедийная обучающая программа, различные дидактические игры и упражнения, самостоятельная работа детей, направленная на достижение результата.

В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка основных понятий.

Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Данная программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна старшим дошкольникам.

 

Цели программы

Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования основ интеллектуальной культуры личности, посредством обучения воспитанников развивающей, интеллектуальной игре «Шахматы», развитие творческих способностей детей.

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
  • способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья и т.д.;
  • познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;
  • учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
  • обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;
  • содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
  • учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
  • развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
  • способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
  • приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
  • формировать мотивацию к познанию и творчеству;
  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

Воспитательные: 

  • воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
  • создать условия для полноценного и своевременного психологического развития.

 

Результат программы

Должны знать:

  • Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
  • Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
  • Правильно располагать фигуры перед игрой;
  • Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
  • Решать простые шахматные задачи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Особые условия проведения

Целевые ориентиры:

Охотно вступает в речевое общение с взрослыми и сверстниками (комментирует собственные действия и пр.)
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов.
Надолго удерживает в памяти несложное условие при выполнении каких-либо действий.
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Всегда принимает живое, заинтересованное участие в образовательных ситуациях, предлагаемых взрослым
Способен самостоятельно действовать.
Устанавливает самостоятельно причинно-следственные связи и зависимости в области логических и математических отношений.
В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.
Может долго сохранять внимание во время организованной образовательной деятельности.
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим.
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и  выполнять его инструкции.
Всегда понимает смысл предъявляемых требований во взаимодействии с взрослыми в ходе образовательной деятельности и выполняет требования педагога.
Предлагает свои способы выполнения задания, учитывает мнение других детей в ходе образовательной деятельности.
Способен решать элементарные задачи.
Способен анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.
 

     В ходе образовательной деятельности создаётся педагогическая ситуация, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Материально-техническая база

1.      Информационное обеспечение Программы:

  • Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика – Синтез Москва, 2015.
  • И.Г. Сухин «Шахматы, первый год», издание 2-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2011 г.
  • И.Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких», издательство: АСТ, 2012 г. 
  • А. Костенюк, Н. Костенюк «Как научить шахматам», издательство: Русский шахматный дом, 2009 г.  
  • А.Трофимова «Учебник юного шахматиста», издательство: Феникс, 2016 г.

 

2.      Методическое обеспечение

Реализация программы кружка «Шахматенок» требует наличия кабинета дополнительного образования.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание Программы, предполагают наличие:

  • Ноутбук для педагога;
  • наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  • Настольные шахматы разных видов;
  • Обучающие видеоуроки  по шахматам;
  • Родительский уголок «Обучаем игре в «Шахматы».
  • Программное обеспечение – мультимедийная обучающая программа «Динозавры учат шахматам», разработчик 1С Конвекта;
  • Программное обеспечение Microsoft Office;
  • Демонстрационный материал (шахматные фигуры);
  • Подборка иллюстраций «История шахматных фигур»;
  • Портреты чемпионов мира по шахматам;
  • Учебное пособие «Как научить шахматам» А. Костенюк, Н. Костенюк, издательство: Русский шахматный дом, 2009 г.;
  • Шахматные видеозадачи.

Стоимость

400 руб. в месяц.