В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. Сохранение культурного наследия – важнейшая общенациональная задача. В целях воспитания молодого поколения очень важно приобщать детей с дошкольного возраста к прошлой жизни своей Родины. Активизировать работу дошкольников по изучению родного края можно средствами музейной педагогики.
Знания, которые ребенок усваивает в дошкольном возрасте, служат средством познания действительности. Активное и сознательное усвоение этих знаний способствует формированию мировоззрения. Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к своей Родине.
В основе программы – развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края и приобретение навыков ведения экскурсий. Данная программа способствует получению необходимой базы знаний, знакомит с приемами, методами, техникой ведения экскурсий. Кроме того программа направлена на социокультурную адаптацию дошкольника, на подготовку его к нравственной деятельности, а так же на младшего школьника, так как экскурсии планируются не только для воспитанников детского сада, но и для младших школьников.
Программа позволяет полнее реализовать воспитательные и развивающие задачи. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, для воспитания музейной культуры. Кроме того занятия в кружке «Юный экскурсовод» позволят научить подрастающего ребенка трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда.
В деле нравственного воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На замечательных примерах жизни и деятельности людей имеется возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические понятия и навыки общественного поведения детей. На экскурсиях дети получают представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, учатся правилам поведения в музее. Музей обогащает детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. В доступной форме им рассказывается об истории и культуре Родины. Это необычайно расширяет его кругозор, углубляет его представления о мире.
Музей является источником полноценной информации о жизни и быте своего народа. Музейное пространство позволяет детям не только услышать, что-то интересное, но и увидеть. В нем ребенок может самостоятельно обследовать многие вещи, участвовать в процессе восприятия предмета, что для ребенка дошкольного возраста является наиболее важным для понимания и осознания, условием полноты и точности восприятия предмета. Развитию восприятия содействует яркость, образность, эмоциональность языка, широкое использование средств наглядности.