"Шахматы"

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Педагоги

Мазур Юлия Евгеньевна - первая квалификационная категория, преподаватель дополнительного образования.

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование по темам:

1. Шахматная доска

2. Знакомство с шахматными фигурами

3. Начальная расстановка фигур

4. Шахматная доска и фигуры

5. Знакомство с шахматной фигурой. Ладья

6. Ладья в игре

7. Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

8. Слон в игре

9. Ладья против слона

10. Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь

11. Ферзь в игре

12. Ферзь против ладьи и слона

13. Знакомство с шахматной фигурой. Конь

14. Конь в игре

15. Конь против ферзя, ладьи, слона

16. Знакомство с пешкой

17. Пешка в игре

18. Пешка против ферзя, ладьи, слона

19. Знакомство с шахматной фигурой. Король

20. Король против других фигур

21. Шах

22. Мат.

23. Мат. Цель шахматной партии

24. Ставим мат

25. Ничья, пат

26. Рокировка

27. Шахматная партия

28. Повторение программного материала. Игра всеми фигурами

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

Обучающиеся знают:  шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;

названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;  цель игры: мат, пат, ничья; • шахматную нотацию;

абсолютную и относительную ценность фигур;

приёмы и способы матования одинокого короля;

историю возникновения шахматной игры;  правила игры.

Умеют:  записывать шахматную партию;  проводить комбинации;  владеть техникой матования одинокого короля;  решать простейшие задач;  записывать партию до 10-го хода.

Приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре; повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции. сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.

Особые условия проведения

Программа предназначена для детей дошкольного возраста и разработана с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет.

Материально-техническая база

Материально-техническая база: Шахматная доска, фигуры.

Учебно-методические материала: 1. Сухин И.Г. "Шахматы", первый год

2. "Там клетки черно-белые чудес и тайн полны" - учебник для начальной школы, первый год обучения.