Программа двухкомпонентна: имеет учебно - исследовательский и проектный компонент. Первоначально дети осваивают алгоритмичное построение ПервоРобота с опорой на инструкцию, программируют механическую модель с помощью ПО Lego WeDo, затем переходят к творческому конструированию в ходе проектной деятельности.
Обучение с LEGO® Education ВСЕГДА состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.
Установление взаимосвязей.При установлении взаимосвязей воспитанники как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Они используются, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование.Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.
Рефлексия.Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» воспитанники исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят наблюдения, оценку возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений детей.
Развитие.Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют на дальнейшую творческую работу.
Программное обеспечение WeDo 2.0
В основе платформы программного обеспечения WeDo 2.0 лежит графический язык программирования «G», заимствованный из среды программирования LabView (см. «WeDo 2.0 Первые шаги»). Но если в оригинале блоки соединяются между собой проводниками (на манер проводов в физическом мире), то для данной среды был выбран более простой подход. Блоки соединяются между собой по принципу «вагончиков» в составе поезда – друг за другом, а расширители блоков имеют пазлообразный вид и даже ребенку интуитивно понятно, что и куда нужно подсоединить.
преподаватели
Салихова Олеся Михайловна.
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с робототехническим модулем LEGO®EducationWeDo 2.0. Повторение правил безопасной работы. Повторить понятие робототехники, её принципы и правила безопасной работы. Состав комплекта, язык программирования.
Сборка и программирование ПервоРоботов.
Забавные механизмы.
Танцующие птицы.Предложить сконструировать две механические птицы, которые издают звуки и танцуют. В модели используется система ременных передач.Установление взаимосвязей: подумайте и ответьте на вопросы: Могут ли птицы поворачиваться в одном направлении? Как изменить направление вращения одного изшкивов на противоположное? Как сделать так, чтобы один из шкивов вращался быстрее, чем другой? Рефлексия: проведите исследования вращения птиц при не перекрещенном ремне, при перекрещенном ремне, при установленных шкивах разного размера. В каких направлениях и с какими скоростями вращаются птицы в том или ином случаях? Развитие: создайте программу, в которой можно изменять уровень мощности мотора случайным образом, воспроизводитьзвуки с паузами между ними, изменять направление вращения мотора.
Умная вертушка. Построить модель механического устройства для запуска волчка и запрограммировать его таким образом, чтобы мотор отключался после освобождения волчка.Установление взаимосвязей: представьте себя волчком, обсудите, как надо раскручивать монетку, чтобы она вращалась долго и устойчиво. Как можно использовать зубчатые колеса для увеличения скорости?Можно передавать крутящий момент от большого 24-зубного к маленькому 8-зубному колесу. Это называется повышающей зубчатой передачей, так как скорость вращения второго зубчатого колеса увеличивается.
Обезьяна – барабанщик. Предлагается построить модель механической обезьянки, которая поднимает и опускает руки, барабаня по поверхности. Установление взаимосвязей: обсудите игру на музыкальных инструментах, в частности, на барабане. Руки барабанщика действуют как рычаги. Они двигаются вверх и вниз, вращаясь вокруг оси.
Звери.
Голодный аллигатор. Предлагается сконструировать и запрограммировать механического аллигатора, который мог бы открывать и захлопывать пасть и одновременно издавать различные звуки.
Рычащий лев. Предлагается собрать модель механического льва и запрограммировать его так, чтобы он издавал звуки, рычал, поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и ложится.
Порхающая птица. Предлагается собрать модель механической птицы и запрограммировать ее, чтобы она издавала звуки и хлопала крыльями, когда ее хвост поднимается или опускается.
Футбол.
Нападающий. Предлагается сконструировать и запрограммировать механического футболиста, который будет бить ногой по бумажному футбольному мячу.Установление взаимосвязей: предложитьдетям положить руку на бедро и произвести удар ногой. Каков механизм удара? Какие части тела остаются неподвижными, а какие приходят в движение? Чем различаются сильный и слабый удары? Нога человека является рычагом.
Вратарь. Предлагается сконструировать и запрограммировать механического вратаря , который мог бы перемещаться вправо и влево и отбивать бумажный мячик.
Ликующие болельщики. Предлагается сконструировать и запрограммировать механических футбольных болельщиков, которые будут подпрыгивать на месте и издавать приветственные возгласы.
Установление взаимосвязей: болельщики на стадионе то сидят, то вскакивают, чтобы не упустить из виду все происходящее на поле. В
Приключения.
Спасение самолёта. Дети строят и программируют модель самолета, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолета.
Спасение великана. Предлагается сконструировать и запрограммировать великана, который просыпается и встает, когда его будят.
Непотопляемый парусник. Предлагается сконструировать и запрограммировать модель парусника, которая способна покачиваться вперед и назади издавать звуки, как будто парусник плывет по волнам.
ПРОЕКТНЫЙ КОМПОНЕНТ
Подготовка индивидуальных творческих проектов детей на основе робототехнических модулей в три этапа։
· подготовительный - замысел, изучение вопроса, подготовка необходимых средств для реализации;
· основной – реализация проекта;
· заключительный – презентация проекта, обмен мнениями, усовершенствование проекта, рефлексия.
Итоговое занятие. Подведение итогов. Организация участия проектов детей в дистанционных конкурсах.
Цели программы
Основная цель обучения - развивать ключевые компетенции дошкольников : конструкторские способности детей дошкольного возраста, повышать уровень социально – коммуникативного развития в условиях дошкольной образовательной организации.
В процессе обучения воспитанники овладевают ключевыми следующими
компетенциями:
КК - коммуникативные компетенции;
УПК - учебно-познавательные компетенции;
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;
РК - речевые компетенции;
КД - компетенции деятельности;
ЦСК - ценностно-смысловые компетенции;
КЛС - компетенции личностного самосовершенствования;
ЧК - читательские компетенции (для читающих детей).
Задачи:
1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Результат программы
Дети научатся:
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке;
- освоят элементарный язык программирования на основе программного обеспечения LEGO®EducationWeDo 2.0.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения.
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус, сформируется интерес к техническому творчеству, задатки инженерного мышления.
Особые условия проведения
Важной частью обучения на основе робототехнических проектов является формирование определенных «ментальных привычек» (habitsofmind) — универсальных поведенческих типов, определяющих эффективное решение любых проблем.
Ментальные привычки основываются на том факте, что наука определяется установками, ценностями и умениями, благодаря которым человек получает знания об окружающем мире.
Шесть ментальных привычек имеют особо важное значение для развития науки и технологии:
1. Системное мышление.
2. Творческий подход.
3. Оптимизм.
4. Совместная работа.
5. Обмен информацией.
6. Этические принципы.
Принципы образовательнойробототехники
1. Постановка вопросов и формулирование проблем.
2. Использование моделей.
3. Проектирование и создание прототипов.
4. Исследование.
5. Анализ и интерпретация данных под руководством педагога.
6. Использование алгоритмического мышления.
7. Использование в дискуссии аргументов, основывающихся на объективных данных.
8. Поиск, оценка и обмен информацией.
Основополагающий педагогический принцип заключается в том, чтобы
каждый учащийся был вовлечен во все эти типы деятельности в процессе выполнения проектов на протяжении всего курса WeDo.
Важным условием является успешное достижение целевых ориентиров стартового и базового уровней. Программа выстроена на принципе преемственности по отношению к программам "Первые истории", "Лего - математика" (стартовый уровень) и "Технолаб" (базовый).
Материально-техническая база
1. Набор LEGO® Education WeDo 2.0. – 6 шт.
2. Книга для учителя LEGO® Education WeDo.
3. Ноутбук.
4. Магнитная доска.
5. Демонстрационные материалы.
6. ПО Lego WeDo.