"Мозаика эрудитов"

Программа двухкомпонентна: имеет учебно - исследовательский и  проектный компонент. Первоначально дети осваивают алгоритмичное построение ПервоРобота с опорой на инструкцию, программируют механическую модель с помощью ПО Lego WeDo, затем переходят к творческому конструированию в ходе проектной деятельности.

Обучение с LEGO® Education ВСЕГДА состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.

Установление взаимосвязей.При установлении взаимосвязей воспитанники как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Они используются, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование.Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.

Рефлексия.Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» воспитанники исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят наблюдения, оценку возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений детей.

Развитие.Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют на дальнейшую творческую работу.

Программное обеспечение WeDo 2.0

В основе платформы программного обеспечения WeDo 2.0 лежит графический язык программирования «G», заимствованный из среды программирования LabView (см. «WeDo 2.0 Первые шаги»). Но если в оригинале блоки соединяются между собой проводниками (на манер проводов в физическом мире), то для данной среды был выбран более простой подход. Блоки соединяются между собой по принципу «вагончиков» в составе поезда – друг за другом, а расширители блоков имеют пазлообразный вид и даже ребенку интуитивно понятно, что и куда нужно подсоединить.

преподаватели

Салихова Олеся Михайловна.

Содержание программы

Вводное занятие. Знакомство с робототехническим модулем LEGO®EducationWeDo 2.0. Повторение правил безопасной работы. Повторить понятие робототехники, её принципы и правила безопасной работы. Состав комплекта, язык программирования.

Сборка и программирование ПервоРоботов.

Забавные механизмы.

Танцующие птицы.Предложить сконструировать две механические птицы, которые издают звуки и танцуют. В модели используется система ременных передач.Установление взаимосвязей: подумайте и ответьте на вопросы: Могут ли птицы поворачиваться в одном направлении? Как изменить направление вращения одного изшкивов на противоположное? Как сделать так, чтобы один из шкивов вращался быстрее, чем другой? Рефлексия: проведите исследования вращения птиц при не перекрещенном ремне, при перекрещенном ремне, при установленных шкивах разного размера. В каких направлениях и с какими скоростями вращаются птицы в том или ином случаях? Развитие: создайте программу, в которой можно изменять уровень мощности мотора случайным образом, воспроизводитьзвуки с паузами между ними, изменять направление вращения мотора.

Умная вертушка. Построить модель механического устройства для запуска волчка и запрограммировать его таким образом, чтобы мотор отключался после освобождения волчка.Установление взаимосвязей: представьте себя волчком, обсудите, как надо раскручивать монетку, чтобы она вращалась долго и устойчиво. Как можно использовать зубчатые колеса для увеличения скорости?Можно передавать крутящий момент от большого 24-зубного к маленькому 8-зубному колесу. Это называется повышающей зубчатой передачей, так как скорость вращения второго зубчатого колеса увеличивается.

Обезьяна – барабанщик. Предлагается построить модель механической обезьянки, которая поднимает и опускает руки, барабаня по поверхности. Установление взаимосвязей: обсудите игру на музыкальных инструментах, в частности, на барабане. Руки барабанщика действуют как рычаги. Они двигаются вверх и вниз, вращаясь вокруг оси. 

Звери.

Голодный аллигатор. Предлагается сконструировать и запрограммировать механического аллигатора, который мог бы открывать и захлопывать пасть и одновременно издавать различные звуки.

Рычащий лев. Предлагается собрать модель механического льва и запрограммировать его  так, чтобы он издавал звуки, рычал, поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и ложится.

Порхающая птица. Предлагается собрать модель механической птицы и запрограммировать ее, чтобы она издавала звуки и хлопала крыльями, когда ее хвост поднимается или опускается.

Футбол.

Нападающий. Предлагается сконструировать и запрограммировать механического футболиста, который будет бить ногой по бумажному футбольному мячу.Установление взаимосвязей: предложитьдетям  положить руку на бедро и произвести удар ногой. Каков механизм удара? Какие части тела остаются неподвижными, а какие приходят в движение? Чем различаются сильный и слабый удары? Нога человека является рычагом.

Вратарь. Предлагается сконструировать и запрограммировать механического вратаря , который мог бы перемещаться вправо и влево и отбивать бумажный мячик.

Ликующие болельщики. Предлагается сконструировать и запрограммировать механических футбольных болельщиков, которые будут подпрыгивать на месте и издавать приветственные возгласы.
Установление взаимосвязей: болельщики на стадионе то сидят, то вскакивают, чтобы не упустить из виду все происходящее на поле. В

Приключения.

Спасение самолёта. Дети строят и программируют модель самолета, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолета.

Спасение великана. Предлагается сконструировать и запрограммировать великана, который просыпается и встает, когда его будят.

Непотопляемый парусник. Предлагается сконструировать и запрограммировать модель парусника, которая способна покачиваться вперед и назади издавать звуки, как будто парусник плывет по волнам.

ПРОЕКТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Подготовка индивидуальных творческих проектов детей на основе робототехнических модулей в три этапа։

·        подготовительный - замысел, изучение вопроса, подготовка необходимых средств для реализации;

·        основной – реализация проекта;

·        заключительный – презентация проекта, обмен мнениями, усовершенствование проекта, рефлексия.

Итоговое занятие. Подведение итогов. Организация участия проектов детей в дистанционных конкурсах.

Цели программы

Основная цель обучения  - развивать ключевые компетенции дошкольников : конструкторские способности детей дошкольного возраста, повышать уровень социально – коммуникативного развития  в условиях дошкольной образовательной организации.

В процессе обучения воспитанники овладевают ключевыми следующими

компетенциями:

КК - коммуникативные компетенции;

УПК - учебно-познавательные компетенции;

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;

РК - речевые компетенции;

КД - компетенции деятельности;

ЦСК - ценностно-смысловые компетенции;

КЛС - компетенции личностного самосовершенствования;

ЧК - читательские компетенции (для читающих детей).

Задачи:

1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Результат программы

Дети научатся:

-       конструировать по условиям заданным взрослым;

-       конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;

-       самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;

-       работать в паре, коллективе;

-       рассказывать о постройке;

-       освоят  элементарный язык программирования на основе программного обеспечения LEGO®EducationWeDo 2.0.

У детей сформируются:

-       морально-волевые   качества:    толерантность,   старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;

-       познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;

-       качества самостоятельно  договариваться друг с другом;

-       конструкторские навыки и умения.

Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус, сформируется интерес к техническому творчеству, задатки инженерного мышления.

Особые условия проведения

Важной частью обучения на основе робототехнических проектов является формирование определенных «ментальных привычек» (habitsofmind) — универсальных поведенческих типов, определяющих эффективное решение любых проблем.

Ментальные привычки основываются на том факте, что наука определяется установками, ценностями и умениями, благодаря которым человек получает знания об окружающем мире.

Шесть ментальных привычек имеют особо важное значение для развития науки и технологии:

1. Системное мышление.

2. Творческий подход.

3. Оптимизм.

4. Совместная работа.

5. Обмен информацией.

6. Этические принципы.

Принципы  образовательнойробототехники

1. Постановка вопросов и формулирование проблем.

2. Использование моделей.

3. Проектирование и создание прототипов.

4. Исследование.

5. Анализ и интерпретация данных под руководством педагога.

6. Использование алгоритмического мышления.

7. Использование в дискуссии аргументов, основывающихся на объективных данных.

8. Поиск, оценка и обмен информацией.

Основополагающий педагогический принцип заключается в том, чтобы

каждый учащийся был вовлечен во все эти типы деятельности в процессе выполнения проектов на протяжении всего курса WeDo.

Важным условием является успешное достижение целевых ориентиров стартового и базового уровней. Программа выстроена на принципе преемственности по отношению к программам "Первые истории", "Лего - математика" (стартовый уровень) и "Технолаб" (базовый).

Материально-техническая база

1.   Набор  LEGO® Education WeDo 2.0. – 6 шт.

2. Книга для учителя LEGO® Education WeDo.

3. Ноутбук.

4. Магнитная доска.

5. Демонстрационные материалы.

6. ПО Lego WeDo.