«Ритмика»

Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально- ритмическая гимнастика.

 • Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

 • Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

• Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

преподаватели

Богомыслова Ольга Викторовна - музыкальный руководитель.

Педагогический стаж - 43 года.

Квалификационная категория - высшая.

Содержание программы

Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен.

Логоритмика.

Движения выполняются под стихи. Логоритмика используется в подготовительной части занятия, в партерной гимнастике, в разучивании танцевальных элементов, в образных танцах и в играх.

Музыкальная разминка.

Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы, бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».

Ритмическая гимнастика.

Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них.

Партерная гимнастика.

Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его движения были более точные и пластичные. Многие упражнения имеют свои названия и выполняются с использованием логоритмики.(Приложение 3)

Танцевальные движения.

Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.

Сюжетно-образные танцы.

Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и особенностями музыки - характеру, ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения.

Музыкальные игры.

Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве. 

Цели программы

Цель: обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца.

Задачи:

развивать способность чувствовать настроение и характер музыки;

развивать чувство ритма;

развивать музыкальную память.

развивать двигательные качества и умения:

развивать точность, координацию движений;

развивать гибкость и пластичность;

формировать правильную осанку;

развивать умение ориентироваться в пространстве;

обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

развивать творческие способности, потребности самовыражения в движении под музыку:

прививать основные навыки в умении слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание;

развивать творческое воображение и фантазию;

развивать способности к импровизации;

развивать и тренировать психические процессы:

развивать умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;

развивать восприятие, внимание, память;

развивать нравственно-коммуникативные качества личности:

воспитывать такие качества, как - внимание, целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм;

воспитывать умение сопереживать другому;

воспитывать умение вести себя в группе во время движения;

воспитывать чувство такта.

укреплять здоровье детей:

укреплять иммунитет за счет физических упражнений и двигательной активности.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

- овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;

- овладение выразительностью и красотой движения;

- овладение чувством ритма;

- возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической деятельностью;

- укрепление иммунной системы организма;

- укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарата;

- развитие правильной осанки.

Материально-техническая база

На занятиях используются различные предметы: платочки, бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи, плоские кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики, шляпки. Также используются костюмы и дополнительные атрибуты, для яркости представления приобретенных навыков, аудиозаписи. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000.

Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2004.

Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003

Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.

Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.

Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.

Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.

Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.

Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.

Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 1980.

Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993.

Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.

Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.

Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982.