Робототехника

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа технической учебно-познавательной направленности «Занимательная информатика и робототехника»  (далее Программа) разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 51 «Центр детства» для детей в возрасте 6 – 7 лет с учетом руководства для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO Education WeDo).

Направленность программы.

Программа по содержанию является научно-технической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной. 

Отличительные особенности Программы.

Занятия кружка «Занимательная информатика и робототехника» включают четыре взаимосвязанных компонента: активное познание детьми окружающего мира; поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач; изменение предметно–знаковой среды на экране монитора; активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.

 

Программа предусматривает 30 часов и состоит из двух разделов:

  • «Занимательная информатика» - знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера;
  • «Робототехника» - лего-конструирование и образовательная робототехника.

Программа «Занимательная информатика и робототехника» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия воспитанников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Новизна данной программы выражена в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования — развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации производства.

Педагоги

Шубакова Радмила Рифкатовна - заместитель заведующего по ВМР, высшая категория. Стаж работы - 7 лет.

Образование: Педагогическое образование. Педагог дополнительного образования (Профессиональная переподготовка) - 506 часов.

Содержание программы

Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  • демонстрационная - работу на компьютере выполняет педагог, а воспитанники наблюдают.
  • фронтальная - не длительная, но синхронная работа воспитанников по освоению или закреплению материала под руководством педагога.
  • самостоятельная - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части занятия. Педагог обеспечивает индивидуальный контроль за работой воспитанников.
  • творческий проект – выполнение работы в микро-группах на протяжении нескольких занятий
  • работа консультантов – воспитанник контролирует работу всей группы кружка.
  •  

Формы занятий:

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра);

  • Совместная образовательная деятельность (включенность в парную и групповую работу);
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование);
  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Содержание курса

  • соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

 

В первом разделе занятий дети познакомятся с компьютером и его устройством, с рабочим столом компьютера, научатся находить нужный объект, работать в текстовом редакторе, вводить текст, знакомые слова и работать с ними с помощью инструментов текстового редактора. Познакомятся с инструментами рисования графического редактора, научатся использовать готовые фигуры для рисования, самостоятельному выбору нужных элементов конструкции по заданным признакам.

Во втором разделе воспитанники занимаются технологией, сборкой и программированием лего-моделей. Осуществляют управление роботами по средствам компьютерной программы. Оболочка программной среды Перворобота LEGO WeDo специально разработана для маленьких детей. Сложный и непонятный код в ней заменяют графические элементы (пиктограммы). Перемещая пиктограммы из виртуальной палитры в определенной последовательности, создается программа. Изменяя параметры и наблюдая за изменением в поведении робота, дети учатся системному мышлению. Появляется первое представление о простейших алгоритмах.

Занятия второго раздела включает 18 заданий, которые разбиты на 6 блоков.

Задания включают в себя:

  • Сборку робота по представленной схеме.
  • Программирование по предложенному алгоритму.
  • Изменение параметров программы с целью улучшения функций робота.
  • Изучение физических понятий и явлений.

 

Каждый блок имеет свою основную предметную область, на которой фокусируется деятельность воспитанников.

  • Блок «Забавные механизмы»: основная предметная область – физика.
  • Блок «Звери»: основная предметная область – технология (понимание того, что система должна реагировать на свое окружение).
  • Блок «Футбол»: основная предметная область – математика.
  • Блок «Приключения»: основная предметная область – развитие речи, модель используется для драматургического эффекта.
  • Блок «Парк развлечений»: основная предметная область - технология (понимание того, что система должна реагировать на свое окружение).
  • Блок «Стройплощадка»: основная предметная область - физика.

 

 

Цели программы

Цель: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений работы с компьютером; развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

        

Задачи:

  • Познакомить с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы в среде «Windows»;
  • Формировать навыки работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word»;
  • Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов;
  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
  • Формировать навыки начального программирования;
  • Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
  • Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
  • Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования и образовательной робототехнике через организацию активных форм взаимодействия.

Результат программы

Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально - нормативные возраст­ные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Особые условия проведения

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • Активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет правила, распределяет роли, задает вопросы).
  • Охотно вступает в речевое общение с взрослыми (рассказывает о произошедших событиях, комментирует собственные действия, пересказывает знакомые сказки и пр.)
  • Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  • Самостоятельно, без напоминаний выполняет режимные требования, предлагаемые педагогом.
  • В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем.
  • Надолго удерживает в памяти несложное условие при выполнении каких-либо действий.
  • Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  • Может рассказать подробно о работе своих родителей.
  • Любит экспериментировать, активно пытается выяснить самостоятельно свойства объектов и веществ.
  • Всегда охотно принимает участие, сам проявляет инициативу в различных проектах, предлагает сюжеты игр со сверстниками, темы для обсуждений, идеи для совместных проектов.
  • Всегда принимает живое, заинтересованное участие в образовательных ситуациях, предлагаемых взрослым (рисование, конструирование и др.).
  • Способен самостоятельно действовать.
  • Устанавливает самостоятельно причинно-следственные связи и зависимости в живой и неживой природе, в области логических и математических отношений.
  • Самостоятельно выделяет начало и конец истории или действия, может предвидеть варианты развития событий (что произойдет в том или ином случае).
  • В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
  • Может долго сохранять внимание во время организованной образовательной деятельности.
  • Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.
  • Ориентируется на схему при постройке различных объектов, также умеет пользоваться схемой в реальном пространстве.
  • Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и  выполнять его инструкции.
  • Всегда понимает смысл предъявляемых требований во взаимодействии с взрослыми в ходе образовательной деятельности и выполняет требования педагога.
  • Предлагает свои способы выполнения задания, учитывает мнение других детей в ходе образовательной деятельности.
  • Продуктивная деятельность носит творческий характер.
  • Способен соотнести конструкцию предмета с его назначением.
  • Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта.
  • Конструируя по заданному образцу, самостоятельно анализирует его, выделяет основные части конструкции, устанавливает пространственное расположение, подбирает необходимые детали, затем конструирует.

В ходе образовательной деятельности создаётся педагогическая ситуация, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Материально-техническая база

1. Информационное обеспечение Программы:

  • Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика – Синтез Москва, 2015.
  • Л.А. Парамонова Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
  • М.С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
  • Л.В. Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
  • Е.В. Фешина Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина. -М.: Сфера, 2011.-128 с.

2. Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание Программы, предполагают наличие:

  • Нетбуки для воспитанников
  • Ноутбук для педагога
  • Программное обеспечение LEGO Education WeDo
  • Конструктор 9580 WeDo Construction Set
  • Программное обеспечение Microsoft Office
  • Программное обеспечение Paint

Для занятий по Программе необходимы следующие средства и материалы: цветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы, аудио- и видеозаписи, иллюстрации.

Стоимость

300 руб. в месяц