Рекомендуем посмотреть
Робототехника
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической учебно-познавательной направленности «Занимательная информатика и робототехника» (далее Программа) разработана индивидуально для Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 51 «Центр детства» для детей в возрасте 6 – 7 лет с учетом руководства для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO Education WeDo).
Направленность программы.
Программа по содержанию является научно-технической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной.
Отличительные особенности Программы.
Занятия кружка «Занимательная информатика и робототехника» включают четыре взаимосвязанных компонента: активное познание детьми окружающего мира; поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач; изменение предметно–знаковой среды на экране монитора; активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.
Программа предусматривает 30 часов и состоит из двух разделов:
- «Занимательная информатика» - знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера;
- «Робототехника» - лего-конструирование и образовательная робототехника.
Программа «Занимательная информатика и робототехника» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия воспитанников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Новизна данной программы выражена в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования — развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации производства.
Педагоги
Шубакова Радмила Рифкатовна - заместитель заведующего по ВМР, высшая категория. Стаж работы - 7 лет.
Образование: Педагогическое образование. Педагог дополнительного образования (Профессиональная переподготовка) - 506 часов.
Содержание программы
Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
- демонстрационная - работу на компьютере выполняет педагог, а воспитанники наблюдают.
- фронтальная - не длительная, но синхронная работа воспитанников по освоению или закреплению материала под руководством педагога.
- самостоятельная - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части занятия. Педагог обеспечивает индивидуальный контроль за работой воспитанников.
- творческий проект – выполнение работы в микро-группах на протяжении нескольких занятий
- работа консультантов – воспитанник контролирует работу всей группы кружка.
Формы занятий:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра);
- Совместная образовательная деятельность (включенность в парную и групповую работу);
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование);
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Содержание курса
- соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В первом разделе занятий дети познакомятся с компьютером и его устройством, с рабочим столом компьютера, научатся находить нужный объект, работать в текстовом редакторе, вводить текст, знакомые слова и работать с ними с помощью инструментов текстового редактора. Познакомятся с инструментами рисования графического редактора, научатся использовать готовые фигуры для рисования, самостоятельному выбору нужных элементов конструкции по заданным признакам.
Во втором разделе воспитанники занимаются технологией, сборкой и программированием лего-моделей. Осуществляют управление роботами по средствам компьютерной программы. Оболочка программной среды Перворобота LEGO WeDo специально разработана для маленьких детей. Сложный и непонятный код в ней заменяют графические элементы (пиктограммы). Перемещая пиктограммы из виртуальной палитры в определенной последовательности, создается программа. Изменяя параметры и наблюдая за изменением в поведении робота, дети учатся системному мышлению. Появляется первое представление о простейших алгоритмах.
Занятия второго раздела включает 18 заданий, которые разбиты на 6 блоков.
Задания включают в себя:
- Сборку робота по представленной схеме.
- Программирование по предложенному алгоритму.
- Изменение параметров программы с целью улучшения функций робота.
- Изучение физических понятий и явлений.
Каждый блок имеет свою основную предметную область, на которой фокусируется деятельность воспитанников.
- Блок «Забавные механизмы»: основная предметная область – физика.
- Блок «Звери»: основная предметная область – технология (понимание того, что система должна реагировать на свое окружение).
- Блок «Футбол»: основная предметная область – математика.
- Блок «Приключения»: основная предметная область – развитие речи, модель используется для драматургического эффекта.
- Блок «Парк развлечений»: основная предметная область - технология (понимание того, что система должна реагировать на свое окружение).
- Блок «Стройплощадка»: основная предметная область - физика.
Цели программы
Цель: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений работы с компьютером; развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи:
- Познакомить с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы в среде «Windows»;
- Формировать навыки работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word»;
- Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов;
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
- Формировать навыки начального программирования;
- Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
- Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
- Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования и образовательной робототехнике через организацию активных форм взаимодействия.
Результат программы
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Особые условия проведения
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет правила, распределяет роли, задает вопросы).
- Охотно вступает в речевое общение с взрослыми (рассказывает о произошедших событиях, комментирует собственные действия, пересказывает знакомые сказки и пр.)
- Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
- Самостоятельно, без напоминаний выполняет режимные требования, предлагаемые педагогом.
- В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем.
- Надолго удерживает в памяти несложное условие при выполнении каких-либо действий.
- Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
- Может рассказать подробно о работе своих родителей.
- Любит экспериментировать, активно пытается выяснить самостоятельно свойства объектов и веществ.
- Всегда охотно принимает участие, сам проявляет инициативу в различных проектах, предлагает сюжеты игр со сверстниками, темы для обсуждений, идеи для совместных проектов.
- Всегда принимает живое, заинтересованное участие в образовательных ситуациях, предлагаемых взрослым (рисование, конструирование и др.).
- Способен самостоятельно действовать.
- Устанавливает самостоятельно причинно-следственные связи и зависимости в живой и неживой природе, в области логических и математических отношений.
- Самостоятельно выделяет начало и конец истории или действия, может предвидеть варианты развития событий (что произойдет в том или ином случае).
- В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
- Может долго сохранять внимание во время организованной образовательной деятельности.
- Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.
- Ориентируется на схему при постройке различных объектов, также умеет пользоваться схемой в реальном пространстве.
- Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Всегда понимает смысл предъявляемых требований во взаимодействии с взрослыми в ходе образовательной деятельности и выполняет требования педагога.
- Предлагает свои способы выполнения задания, учитывает мнение других детей в ходе образовательной деятельности.
- Продуктивная деятельность носит творческий характер.
- Способен соотнести конструкцию предмета с его назначением.
- Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта.
- Конструируя по заданному образцу, самостоятельно анализирует его, выделяет основные части конструкции, устанавливает пространственное расположение, подбирает необходимые детали, затем конструирует.
В ходе образовательной деятельности создаётся педагогическая ситуация, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Материально-техническая база
1. Информационное обеспечение Программы:
- Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика – Синтез Москва, 2015.
- Л.А. Парамонова Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
- М.С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
- Л.В. Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
- Е.В. Фешина Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина. -М.: Сфера, 2011.-128 с.
2. Методическое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание Программы, предполагают наличие:
- Нетбуки для воспитанников
- Ноутбук для педагога
- Программное обеспечение LEGO Education WeDo
- Конструктор 9580 WeDo Construction Set
- Программное обеспечение Microsoft Office
- Программное обеспечение Paint
Для занятий по Программе необходимы следующие средства и материалы: цветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы, аудио- и видеозаписи, иллюстрации.
Стоимость
300 руб. в месяц