Азбука безопасности

Данная программа создана на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б. в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В соответствии с современными психолого- педагогическими ориентирами в ней даются примеры проведения возможных занятий и использования методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Новизна программы кружка «Азбука безопасности» состоит:

  • В содержании как традиционных тем (например, знакомство со съедобными и ядовитыми грибами и растениями), так и совершенно новые темами и методами (тренинги поведения в опасных ситуациях, психотерапия детских страхов). Подробно описано строение тела человека, функции его органов и систем, ребенку дается общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
  • В использовании информационно – коммуникационных технологий, а именно: в применении мультимедийных презентаций, информационно - обучающих компьютерных программ.

Отличительные особенности программы кружка «Азбука безопасности»

Особенность программы заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много — ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Определяя основное содержание и направление развития детей, программа «Азбука безопасности» учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром является учет жизненного опыта детей, особенности их поведения, предпочтений.

Адресат Программы

Программа рассчитана для детей старшей и подготовительных групп. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет.

Педагоги

Баженова Валентина Анатольевна

Сафонова Оксана Александровна

Митрофанова Ирина Валерьевна

Кукленкова Любовь Михайловна

Щетинова Елена Сергеевна

Содержание программы

Содержание Программы. 

Краткое описание тем занятий.
Раздел 1. Ребенок и другие люди.

Теория: Формирование представлений о несовпадении приятной внешности и добрых намерений, об опасных ситуациях контактов с незнакомыми людьми. Обсуждение ситуаций насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. Формирование понимания об опасности общения с другими детьми, которые могут втянуть в опасную ситуацию. Разъяснение опасных ситуаций дома. Обсуждение правил поведения при насильственном поведении со стороны незнакомого взрослого.

Практика: Беседа «Внешность человека может быть обманчива. Работа с рабочей тетрадью. Сочинение коротких историй по теме. Творческие задания: рисование «Свой – чужой». Игры с мячом: «Знакомый, свой, чужой». Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Котауси и Мауси». Тренинг «Звонок в дверь», «Петушок – золотой гребешок»

Раздел 2. Ребенок и природа.

Теория: Формирование понятия о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов, о загрязнении окружающей среды и ухудшении экологической ситуации, о бережном отношении к живой природе. Знакомство с ядовитыми растениями и правилами поведения при контакте с животным.

Практика: Беседы по сюжетным картинкам, чтение стихотворений и пословиц, отгадывание загадок. Работа в рабочих тетрадях. Совместная трудовая деятельность по уборке мусора на участке. Настольная игра.

Раздел 3. Ребенок дома.

Теория: Знакомство с опасными предметами домашнего быта, с опасностью открытого окна и балкона. Формирование знаний о правилах поведения   в экстремальных ситуациях в быту.

Практика: Чтение детской литературы С.Я. Маршака «Кошкин дом», К.И. Чуковского «Путаница», Г. Цыферова «Жил на свете слоненок». Отгадывание загадок. Работа в рабочих тетрадях. Игры с шаром «Доскажи словечко». Игровые ситуации «Если в доме что-то загорелось». Тренинг с телефоном.

Раздел 4. Здоровье ребенка.

Теория: Формирование понимания, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Знакомство со строением тела человека, его организмом. Формирование у детей осознания ценности здорового образа жизни, о значении профилактики заболеваний, навыков личной гигиены. Знакомство с профессией врача, с ролью лекарств и витаминов, правилами оказания первой помощи.

Практика: Беседы о здоровье, об организме человека, питании. Работа в рабочих тетрадях. Чтение художественной литературы «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Девочка чумазая» А. Барто. Экспериментирование «Капля слюны, воды под микроскопом».

Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка.

Теория: Формирование умения детей справляться со своими страхами, решать конфликтные ситуации.

Практика: Работа в рабочей тетради. Тренинг «Как можно договориться?»

Раздел 6. Ребенок на улице.

Теория: Знакомство с правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, пешеходным маршрутом. Закрепление представления о предназначении светофора и его сигналах, о дорожных знаках, о правилах езды на велосипеде, о работе ГИБДД и правилах поведения в транспорте. Формирование навыков поведения в ситуации, если ребенок потерялся на улице.

Практика: Работа в рабочей тетради. Беседы о правилах дорожного движения, опасных ситуациях на дороге. Тренинги «Железнодорожный переезд», «Игры во дворе». Конструирование из строительного материала дороги, переезда, перекрестка.

Цели программы

Цель: формирование основ безопасного поведения дошкольного возраста в быту, социуме, природе, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

2.Расширять у детей представление о профессиях людей, помогающих ему быть здоровым, о связях между болезнью и ее причиной, о правилах безопасного поведения с больным.

3.Формировать представления о правилах поведения человека в процессе ознакомления с явлениями природы (гроза, гром, молния и т.д.).

4.Формировать представления об элементарных правилах поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

5.Формировать знания о безопасности дорожного движения, работе ГИБДД, понимании дорожных знаков.

6.Формировать представления о правилах безопасного обращения с бытовыми предметами, соблюдении мер предосторожности.

7.Формировать знания о пожарной безопасности, работе пожарных, правилах поведения при пожаре.

Развивающие:

1.Развивать способность саморегуляции при соблюдении правил безопасного поведения и навыков личной гигиены.

2.Формировать навыки поведения в природе, экологической культуры.

3.Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

4.Развивать навык применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения проблемных ситуаций.

5.Развивать способность сотрудничать и выполнять функции в совместной деятельности, осознанно воспринимать свои чувства, желания, и мнение других людей, даже несовпадающие с собственными.

Воспитательные:

1.Воспитывать отношение к здоровому образу жизни как к ценности.

2.Воспитывать уважение к жизни (в различных ее формах) и потребность в заботе об окружающей среде.

3.Воспитывать устойчивую потребность в безопасности собственной жизнедеятельности.

Результат программы

Планируемые результаты освоения Программы

Целевой ориентир: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Обладает элементарными представлениями из области живой природы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.У ребенка сформировано осознанное отношение к выполнению правил безопасности.

2.Ребенок владеет знаниями о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

3.У ребенка сформировано осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

4.У ребенка сформировано представление о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

5.У ребенка сформированы элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения, пожарной безопасности.