Творческая студия Программа "В гостях у сказки"

Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием,
развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка и предупреждения эмоциональных расстройств. Но это возможно лишь при наличии активного интереса детей к играм, поэтому важно, чтобы игры были разнообразными, а содержание увлекательным.

преподаватели

Тимонина Светлана Александровна

Содержание программы

Образовательный курс музыкально-театрального кружка «В гостях у сказки» представляет собой театрализованные игры от малых форм до спектаклей, которые способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти и учат искренне сопереживать, пробуждая разные чувства: радость, печаль, гнев, тревогу и т.п.
Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции. В процессе освоения театрализованных игр у ребенка  обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу позволяют ребенку решить многие проблемные ситуации.
Между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Тесно связанны руки и речевой центр мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Курс «В гостях у сказки» включает этюды, диалоги, сценки, шутки-малютки, игры-спектакли, театрализованные действия.
Использование театрализованных игр не должно сводиться только к подготовке выступления. Важно научить способам творческого сотрудничества детей и взрослых, перенимать опыт взрослых, учить перевоплощаться в разных персонажей, используя музыкальные средства, искусство сценического движения и речи.
В старшей группе дети уже совершенствуют свои исполнительские умения.
Педагог учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игрдраматизаций на основе сказок. Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы
героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.
Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 5-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся
доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Цели программы

Обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников, их общее и эстетическое развитие.

Результат программы

1. Научить перевоплощаться в разные образы.
2. Расширить кругозор, лексический запас и знания в области культуры речи.
3. Эмоционально раскрепостить детей, повысить уровень самооценки.
4. Играть малые театральные формы.
5. Участвовать в спектакле.
6. Иметь представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).

Материально-техническая база

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Используемая литература:

1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольникми. М., 2009.
2. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
6. Доронова Т. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. М., 2014.
7. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
8. Макаренко, Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С.39-44.
9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
10. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
11. Мерзлякова С.И., Театрализованные игры: методическое пособие. - Москва: Обруч, 2012.
12. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
13. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
14. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
15. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. СПб., 2008.
16. Чистякова М.И. Психогимнастика
17. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.
18. Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.