«Читай-ка»

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по направлениям в соответствии с ФГОС ДО:

1.Активизация знаний детей о звуковом строении слова;

2.Закрепление умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;

3.Закрепление знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;

4. Расширение словарного запаса;

5.Способствование развитию любознательности, познавательной активности.

6.Планирование свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.

7.Продолжение работу по развитию речевого дыхания.

8.Обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.

9.Упражнение в составлении букв из палочек, шнуров, лепке букв из пластилина, вырезании из бумаги, рисовании в воздухе.

 

преподаватели

Пушкина Татьяна Ивановна - учитель - логопед.

Педагогический стаж - 37 лет.

Квалификационная категория - высшая.

Содержание программы

Программа  состоит из пяти этапов:

I. Добуквенный, звуковой период обучения.

Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков.

II. Звуковой анализ слов.

Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).

III.  Буквенный период обучения.

Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.

IV. Слоговой период обучения.

На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения.  Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это поможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.

V. Слияние слогов в слова.

В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.

Цели программы

Цель: сформированность у дошкольников полноценную фонетическую систему языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с буквами русского алфавита;

- закрепить понятие «звук», «буква», «слово»;

 - учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;

 - учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);

- расширять словарный запас детей;

- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинке.

Развивающие:

- развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;

- развивать интерес к занятиям по обучению грамоте;

- развивать коммуникативную, регулятивную функции речи;

- развивать мелкую моторику;

- приобщать детей к художественной литературе.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;

-воспитывать культуру речи;

-воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Результат программы

Дети должны знать и уметь:

Чтение:

– делить слова на слоги;

 – уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

 – членить простые предложения на слова;

 – определять место звука в слове;

 – давать характеристику звуку;

 – самостоятельно составлять предложение;

 – составлять рассказ с заданным количеством предложений;

 – свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

 – давать характеристику звуку;

 – уметь работать с кассой букв;

 – точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

Письмо (печатание):

– овладевают позой пишущего человека;

 – ориентироваться на листе;

 – рисовать разнообразные линии;

 – делить линию пополам;

 – рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);

 – дорисовывать начатые фигуры;

 – вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;

 – уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие).

Особые условия проведения

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов. Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия, развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.

Материально-техническая база

Программно - методическое обеспечение программы:

1.Белова-Давид Р.А.,Гриншпун Б.М. Нарушение речи у дошкольников. М., Просвещение,1969, 216с.

2.Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 21.Развиваем навыки чтения (для детей 4-6 лет)-Ек-г:ООО «Литурк», 2016,-64 с.

3.Бухарина К.Е. Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Дифференциация звуков [с ]- [ш],[з]-[ж]. СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» Выпуск 3, 2019,24с.

4. Бухарина К.Е. Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Дифференциация звуков [р ]- [рь],[л]-[ль]. СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» Выпуск 6, 2018,40с.

5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет(старшая  разновозрастная группа):Кн. для воспитателя дет.сада.- М.:Просвещение,1987,- 207 с.:ил.

6.Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Учеб.-тетр. для 1кл.четырёх.нач.шк.-2-е изд.-Просвещение,2000.-127 с.:ил.

7.Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие.-М.:Из-во Эксмо, Е.:  Из-во Литур,2005-96с.

8.Комиссарова С.В. Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры. СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» Выпуск 3,4, 2017,24с

9.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы).М., «Просвещение»,1978.112с.

10.Логинова В.И., Максаков А.И, Попова М.И. и др., Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ под редакцией Сохина Ф.А.-3-е изд.,испр.и доп.-М.:Просвещение,1984.-223 с.

11.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1982.-160 с.

12.Миронова С.А.Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. Для логопеда.- М.: Просвещение,1991.-208 с.

13 Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп. Учебно-методическое пособие.- СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс»,2013-112с.

14.Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2  до 7 лет. Мет.рекомед-и. Конспекты занятий. – СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» - 2018.-80 с.

15.Нищева Н.В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь.- СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» - 2017.-64 с.

16.Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказов текстов. Выпуск 3. Методические рекомендации. – М.: Книголюб, 2005.-16с. (Развитие связной речи.)

17.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет.сада /Под ред.Ф.А.Сохина .- М.: Просвещение,1991.-128 с.