"Занимательная математика" (ДО № 55 "Кузнечик")

Программа разработана для детей 6 -7 лет и учитывает характерные возрастные особенности данного возрвста, так как именно в период интенсивного формирования умственных способностей детей происходит переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника, формировать логическое мышление и умения анализировать и делать простейшие умозаключения. На занятиях используются ИКТ, обучающие и развивающие технологии: Воскобовича, Монтессори, элементы программы Питерсона, а так интересные  задачи-шутки, загадки, ребусы и кроссворды и игры.

преподаватели

Курочкина Татьяна Валерьевна

Содержание программы

Содержание дошкольного образования, согласно «Концепции содержания непрерывного образования (средний, старший и подготовительный дошкольный возраст и начальное звено)», соответствует таким направлениям развития детей среднего дошкольного возраста, как физическое, познавательно, речевое, социально-личностное, художественно эстетическое и  включает занимательный математический материал, который можно классифицировать, выделив в нём условно 3 группы: математические развлечения, математические игры-головоломки и задачи, развивающие логические (дидактические) игры и упражнения по следующим темам:

•          Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)

•          Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

•          Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

•          Выделение целого и частей.

•          Нахождение «лишних» предметов.

•          Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше предметов).

•          Формирование представлений о сохранении количества.

•          Величины и отношения.

•          Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее - короче, шире -уже, выше -ниже.

Пространственно-временные представления

•          Формирование пространственных представлений.

•          Формирование временных представлений и  установление последовательности событий. 

•          расширение представлений о  геометрических фигурах: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция и др.

•          Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Математические развлечения: ребусы, шарады, кроссворды, числовые курьёзы, лабиринты.

Математические игры-головоломки: «Танграм»,«Катамино», «Танграмм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Монгольская игра», математические квадраты, «Волшебный круг», старинные головоломки. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Развивающие логические игры: «Блоки Дьёныша», «Палочки Кюизнера», «Кубики Никитина». Математические игры смоделированы на математическое построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения) необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры.

Цели программы

Целью программы является создание условий для успешного развития математических способностей воспитанников на этапе дошкольного детства.

Результат программы

Сформирована познавательная активность, ориентированная на удовлетворение познавательных процессов и проявление личной инициативы и самостоятельности.

Сформированы умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Сформированы математические представления и умения пользоваться математическими единицами (числовыми / измерительными)

Так же при успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей 5-6 лет:

*правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».

*уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

*сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.

*размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

*выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

*знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

*называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток, называет текущий день недели.

* развитость мускулатуры пальцев; выполняет графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении и  графических заданиях;

* проявляет поисковую активность; умеет ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добивается результата.

 

Особые условия проведения

Состояние предметно-развивающей среды соответствует санитарным и правовым нормам и условиям и принципам развивающего обучения:

-  нормативная база;

- материально-технические  условия;

-  принципы построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичность, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого,учет возрастных особенностей детей и их способностей и детской самостоятельности и инициативы).

 

Материально-техническая база

Помещение для предоставления дополнительного образования оснащено необходимым оборудованием, мебелью и материалами:

столы и стулья по росту детей, учебно-методический комплект,  интерактивный стол, мультимедийное оборудование, дидактический материал по математическому и сенсорному развитию, магнитная и маркерная доска. Игровое развивающее оборудование Воскобовича, игры Никитина, блоки Дьенеша. Набор Фребеля, набор МАТИ +, фломастеры,  наборы цифр и  геометрических фигур и др.)

Стоимость

Внебюджет