Стилистические ресурсы синтаксиса

Программа позволяет углубить знания по вопросам стилистических ресурсов русского языка при составлении устных и письменных высказываний,овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции.

преподаватели

Зыбина Любовь Алексеевна, учитель русского языка и литературы  первой квалификационной категории МАОУ Лицей №13 г.Химки (АКЛ)

Корабешкина И.Н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ Лицей №13 г.Химки (АКЛ)

Содержание программы

 Содержание программы «Стилистические ресурсы синтаксиса»

 Введение.

Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание.. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфографический анализ.

Пунктуация.Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола,    антитеза, инверсия,   повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

Цели программы

Предоставить  возможность:

1. Овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;

2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

3. Грамотно писать тексты разных стилей;

4. Владеть формами обработки информации исходного текста;

5. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

6. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами, используя стилистические ресурсы.

8. Составлять свои тексты по исходному тексту

9. Редактировать тексты.

Результат программы

Метапредметными результатами освоения являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала  на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

 

Материально-техническая база

Учебный кабинет с необходимым набором дидактического и демонстрационного материала