"От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"

Основополагающими принципами образовательной деятельности с детьми
старшего
дошкольного возраста в парциальной программе являются принципы,
сформулированные и обоснованные В. Т. Кудрявцевым.
Первый принцип - общность приоритетов творческого развития. При решении
специфических задач развития творческого потенциала ребенка основное внимание
уделяется развитию реализма воображения, умения видеть целое прежде частей,
формированию надситуативно-преобразовательного характера творческих решений
(творческой инициативности), мысленно-практическому экспериментированию.
Реализм воображения - способность к образно-смысловому постижению общих
принципов строения и развития вещей - таких, как они есть на самом деле или какими
могут быть.
Для детей необычное, незнакомое, парадоксальное - ключ к познанию,
практическому освоению и оценке обычного и знакомого, а не наоборот.
Умение видеть целое прежде частей - это способность осмысленно синтезировать

разнородные компоненты предметного материала воедино и «по существу», на основе об-
щего принципа, до того, как этот материал будет подвергнут анализу и детализации.

Инициативно-преобразовательный характер творческих решений - это способность

к проявлению инициативы в преобразовании альтернативных способов решения пробле-
мы, к поиску новых возможностей решения, к постановке новых целей и проблем.

Мысленно-практическое экспериментирование - это способность к включению
предмета в новые ситуационные контексты - так, чтобы могли раскрыться
формообразующие (целостнообразующие) свойства, присущие ему.
Второй принцип образовательной деятельности - ориентация на универсальные,
модели творчества в ходе развития творческих способностей детей.

Третий принцип - проблематизация детского опыта. Источником психического раз-
вития ребенка является не само по себе присвоение социокультурного, общечеловеческо-
го опыта (познавательного, эстетического, двигательного, коммуникативного и др.), а его

специфическое преобразование. Одной из форм такого преобразования выступает про-
блематизация этого опыта.

Проблематизация - особое инициативное действие (взрослого и ребенка), в
результате которого те или иные нормативные компоненты социокультурного опыта
приобретают незавершенный, неопределенный, «неочевидный», проблемный характер.
Объектом такого действия могут стать сами предметы культуры, социально
выработанные способы оперирования этими предметами, эталоны их восприятия и
осмысления (рационального понимания и эмоциональной оценки), модели построения
человеческих отношений по поводу предметов. Проблематизация - не только условие
полноценного освоения социокультурного опыта, но и движущая сила психического
развития растущего человека.
Это дает основание рассматривать проблему (проблемную задачу) в качестве
единицы развивающего программного содержания. Примерами подобных единиц могут
служить такие разновидности проблем, как загадки и парадоксы, эстетические образы с
противоречивым, неопределенным и многозначным содержанием, образы -
«перевертыши», особые творческие коммуникативно-речевые и лингвистические задачи и
др.
Четвертый принцип - полифонизм, многообразие форм воплощения ребенком
своего творческого замысла. Так, один и тот же эстетический или познавательный образ

может быть не только выражен, но и достроен средствами рисования, конструирования,
различных игр и др. Принцип полифонизма обеспечивает, таким образом, целостность
культурного содержания, которое дети осваивают в образовательном процессе.
Эти четыре принципа В. Т. Кудрявцева легли в основу разработки особого
алгоритма, технологии проведения занятия по формированию у детей старшего
дошкольного возраста готовности к изучению технических наук.

Для формирования тематического планирования, отбора тем образовательной рабо-
ты авторы использовали классификатор технических наук (Приказ Минобрнауки РФ No 59

от 25.02.2009 г. «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым

присуждаются ученые степени» с изменениями и дополнениями от 14.12,2015 г,) и при-
способили его, модифицировав темы относительно дошкольного возраста.

Содержание образовательной деятельности логически вписывается в традиционные
темы любых образовательных программ дошкольного образования

преподаватели

гр. 8 старшая Ессина Ю.В. Еникеску Е.Б.

гр. 9 старшая Черап С.С. Сухова И.Г.

гр. 10 подготовительная Игнатьева Л.И. Видус Н.Н.

гр. 11 подготовительная Сементковская Т.А. Вязигина Г.П.

гр. 13 старшая Подвижная А.А.

гр. 15 подготовительная Иванова А.Э. Нижальская И.А.

Расписание

Кружок проводится один раз в неделю, во второй половине дня (15.15)

Содержание программы

Подготовка детей к изучению технических наук — это одновременно и обучение, и
техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим
делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и
развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного
обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов,
Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения
задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок,
который не познакомился с основами технической Деятельности до 7-8 лет, в
большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
Однако реализация модели технологического образования требует
соответствующих определенному возрасту методик.

Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом
требований ФГ'ОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим
творчеством в школьном возрасте.
Основа любого творчества детская непосредственность. Важно начинать занятия в
том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых, и
важно всеми силами поощрять эту потребность.
Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей
улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении
геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с
современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою
привлекательность в детских глазах. Тем более что мозг формируется, если есть внешние
стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети
исследовали мир физически, а не виртуально.
Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных
предметов использовать игровое и учебное оборудование. Кроме того, использование
такого оборудования будет способствовать выявлению одаренных детей, стимулировать
их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных
задач.
Вместе с тем научно-теоретический анализ показал, что в настоящее время не
ведутся глубокие научные исследования подготовки детей дошкольного возраста к
изучению основ технических наук, а на практике не только отсутствует системный подход
к реализации политехнического направления, но и ни в одной основной
общеобразовательной программе дошкольного образования не предусмотрено изучение
основ технических наук в комплексе, системе. Содержание данного направления
ограничивается только конструированием и математикой, тогда как технические науки —
понятие более широкое и вместе с тем конкретное.
Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной
организации (в полном соответствии с ФГОС ДО) обучению основам технических наук
задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению
и построению принципиально нового содержания образования на дошкольной ступени
образования.
Вместе с тем необходимо отметить, что планируемая педагогическая деятельность
не ограничит детей в выборе профессии, не сузит общеобразовательную подготовку,
поскольку осуществляться она будет в полном соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта, который всегда выступает
регулятором, ограничителем и вместе с тем мощной направляющей содержания
образования на дошкольном уровне

Цели программы

Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей
предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового
оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи:
1) в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в
образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную
возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке
детей (к ее содержанию, материально-техническому организационно-методическому и
дидактическому обеспечению);
2) формировать основы технической грамотности воспитанников;
З) развивать технические и конструктивные умения в специфических для
дошкольного возраста видах детской деятельности;
4) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными
техническими объектами (в виде игрового оборудования);
5) оценить результативность системы педагогической работы, направленной на
формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к
изучению технических наук средствами игрового оборудования,
Программа может использоваться как часть, формируемая участниками
образовательных отношений, при разработке основной общеобразовательной программы
дошкольного образования (вариативная часть ООП).

Результат программы

В Концепции-2015 отмечается, что «непрерывность сопровождения
профессионального самоопределения обеспечивается, прежде всего, формированием и
последующим развитием набора профориентационных компетенций. На этапе
дошкольного образования создаются условия для их формирования; в 1-7-х классах
школы формируются основы этих компетенций; на всех последующих этапах образования
эти компетенции активно используются оптантом при совершении серии «решающих“ и
«частных» профессионально-образовательных, профессиональных и карьерных выборов и
продолжают непрерывно развиваться».
Поэтому для определения результатов освоения парциальной программы «От
Фребеля до робота: растим будущих инженеров» авторы обратились к компетенциям
инженера (Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей

руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998 г. No 37 с изменениями и
дополнениями (специальность «Инженер»)) и скорректировали их с учетом возрастных
возможностей детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты полностью
соотносятся с требованиями и конкретизируют целевые ориентиры ФГОС дошкольного
образования. Таким образом, были сформулированы показатели основ технической
подготовки детей старшего дошкольного возраста 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническая база

Игровой набор «Дары Фрёбеля» (14 коробок) с комплектом методических пособий (6 шт.)

LEGO®45020 Кирпичики для творческих занятий (1000 эл.)

LEGO®9689 Образовательное решение «Простые механизмы» (204 эл.)

LEGO®9333 Общественный и муниципальный транспорт (934 эл.)

DUPLO®45019 Кирпичики для творческих занятий (160 эл.)

DUPLO®45002 Строительные машины (95 эл.)

Кроха "Мельница" (251 эл.)

Кроха «Автодорога» (323 эл.)

Кроха «Веселые горки» (145 эл.)

Кроха «Железная дорога» (340 эл.)

Кроха «Классик» 336 (эл.)

Кроха «Космос» (398 эл.)

Кроха «Стройка (300 эл.)

Набор Полидрон (комплект на группу). 4-7 лет

Набор Полидрон Гигант «Строительство дома». 4-7 лет

Набор Полидрон Каркасы «Комплексный» 5-7 лет

Набор Полидрон Магнитный «Супер» (комплект на группу). 3-7 лет

Набор Полидрон «Малыш» (комплект на группу). 3-5 лет

Набор Полидрон «Проектирование» (комплект на группу). 6-7 лет

Набор Полидрон «Супер-Гигант-3». 3-7 лет

Конструктор пластмассовый «Техник» (288 дет.)

Конструктор металлический № 2 (223 дет.)

Конструктор напольный «Поликарпова» (68 дет.)

Конструктор деревянный «Строим сами» (66 дет.)

Конструктор электронный Знаток «Первые шаги в электронику» (набор А)

 

Стоимость

Бюджет