"От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"

Основополагающими принципами образовательной деятельности с детьми
старшего
дошкольного возраста в парциальной программе являются принципы,
сформулированные и обоснованные В. Т. Кудрявцевым.
Первый принцип - общность приоритетов творческого развития. При решении
специфических задач развития творческого потенциала ребенка основное внимание
уделяется развитию реализма воображения, умения видеть целое прежде частей,
формированию надситуативно-преобразовательного характера творческих решений
(творческой инициативности), мысленно-практическому экспериментированию.
Реализм воображения - способность к образно-смысловому постижению общих
принципов строения и развития вещей - таких, как они есть на самом деле или какими
могут быть.
Для детей необычное, незнакомое, парадоксальное - ключ к познанию,
практическому освоению и оценке обычного и знакомого, а не наоборот.
Умение видеть целое прежде частей - это способность осмысленно синтезировать

разнородные компоненты предметного материала воедино и «по существу», на основе об-
щего принципа, до того, как этот материал будет подвергнут анализу и детализации.

Инициативно-преобразовательный характер творческих решений - это способность

к проявлению инициативы в преобразовании альтернативных способов решения пробле-
мы, к поиску новых возможностей решения, к постановке новых целей и проблем.

Мысленно-практическое экспериментирование - это способность к включению
предмета в новые ситуационные контексты - так, чтобы могли раскрыться
формообразующие (целостнообразующие) свойства, присущие ему.
Второй принцип образовательной деятельности - ориентация на универсальные,
модели творчества в ходе развития творческих способностей детей.

Третий принцип - проблематизация детского опыта. Источником психического раз-
вития ребенка является не само по себе присвоение социокультурного, общечеловеческо-
го опыта (познавательного, эстетического, двигательного, коммуникативного и др.), а его

специфическое преобразование. Одной из форм такого преобразования выступает про-
блематизация этого опыта.

Проблематизация - особое инициативное действие (взрослого и ребенка), в
результате которого те или иные нормативные компоненты социокультурного опыта
приобретают незавершенный, неопределенный, «неочевидный», проблемный характер.
Объектом такого действия могут стать сами предметы культуры, социально
выработанные способы оперирования этими предметами, эталоны их восприятия и
осмысления (рационального понимания и эмоциональной оценки), модели построения
человеческих отношений по поводу предметов. Проблематизация - не только условие
полноценного освоения социокультурного опыта, но и движущая сила психического
развития растущего человека.
Это дает основание рассматривать проблему (проблемную задачу) в качестве
единицы развивающего программного содержания. Примерами подобных единиц могут
служить такие разновидности проблем, как загадки и парадоксы, эстетические образы с
противоречивым, неопределенным и многозначным содержанием, образы -
«перевертыши», особые творческие коммуникативно-речевые и лингвистические задачи и
др.
Четвертый принцип - полифонизм, многообразие форм воплощения ребенком
своего творческого замысла. Так, один и тот же эстетический или познавательный образ

может быть не только выражен, но и достроен средствами рисования, конструирования,
различных игр и др. Принцип полифонизма обеспечивает, таким образом, целостность
культурного содержания, которое дети осваивают в образовательном процессе.
Эти четыре принципа В. Т. Кудрявцева легли в основу разработки особого
алгоритма, технологии проведения занятия по формированию у детей старшего
дошкольного возраста готовности к изучению технических наук.

Для формирования тематического планирования, отбора тем образовательной рабо-
ты авторы использовали классификатор технических наук (Приказ Минобрнауки РФ No 59

от 25.02.2009 г. «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым

присуждаются ученые степени» с изменениями и дополнениями от 14.12,2015 г,) и при-
способили его, модифицировав темы относительно дошкольного возраста.

Содержание образовательной деятельности логически вписывается в традиционные
темы любых образовательных программ дошкольного образования

преподаватели

Расписание

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Материально-техническая база

Стоимость