Баскетбол

Баскетбол - спортивная командная игра с мячом. Баскетбол - один из самых популярных видов спорта в мире и входит в программу Олимпийских игр с 1936 года (изобретатель игры Джеймс Нейсмит). В баскетбол играют две команды, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды. Спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.

Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга ребенка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

Игра в баскетбол способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.

преподаватели

Капустина Галина Алексеевна

Содержание программы

Содержание изучаемого курса

1.    Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности

2. Теоретическая подготовка

Теоретические занятия проходят в форме 5-10 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). 

- История развития баскетбола. Краткая характеристика баскетбола как средства физического воспитания. 

- Гигиенические знания и навыки. Закаливание.

- Использование естественных факторов природы в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как гигиенические и закаливающие процедуры.

Знакомство с правилами игры в баскетбол.

3. Общая физическая подготовка (ОФП)

Решает задачу укрепления здоровья занимающегося, повышения общей работоспособности.

Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для ног. Упражнения для шеи и туловища.  Упражнения для всех групп мышц. Упражнения для развития силы.  Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражне­ния с широкой амплитудой движения. 

Упражнения для развития ловкости. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, про-лезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемеще­ниями, переноской нескольких предметов одновременно.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

          Упражнения для развития общей выносливости. 

4. Специальная физическая подготовка (СФП)

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. 

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. 

Упражнения для развития игровой ловкости. 

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. 

Упражнения для развития специальной выносливости. 

5. Техника игры в баскетбол

Основной задачей технической подготовки детей является овладение основными приемами техники: перемещениями, остановками, поворотами, ловлей, передачами, бросками, ведением мяча. 

Перемещения и действия с мячом при обучении игре в баскетбол.

1. Стойка баскетболиста и перемещения.

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки.

Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами, приставным шагом.

 

 

2. Удержание мяча.

Прежде всего необходимо выработать у детей определенные умения обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить движения в соответствии с ними. Поэтому на начальном этапе обучения целесообразно упражнять детей в разнообразных действиях, а также стимулировать свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.

Большое значение имеет правильное удержание мяча. Правила держания мяча:

мяч на уровне груди;

руки согнуты, пальцы широко расставлены;

локти вниз, мышцы рук расслаблены.

Ловля и передача мяча.

Правила ловли мяча.

Правила передачи мяча.

 

4. Ведение мяча.

Правила ведения мяча.

 

5. Бросание мяча в корзину.

 

6. Тактика игры в баскетбол

Переход от обучения приемам игры к тактическим действиям происходит постепенно на базе роста физических и психических возможностей занимающихся.

 

Формирование у занимающихся навыков самостоятельного тактического мышления осуществляется в процессе освоения специальных тактических взаимодействий.

Овладение навыками командных действий должно способствовать сыгрыванию команды. Однако на данном этапе не следует стремиться к четкому закреплению игровых функций. Задачи тактической подготовки должны сводиться к тактическому «многоборью»: игрок должен уметь в случае необходимости выполнять обязанности любого игрока команды. Это поможет выявить творческие способности каждого.

7. Контрольные испытания

Контрольные испытания проводятся 1 раз в конце учебного года (1 занятие) и являются главным фактором перехода занимающегося на другой этап подготовки.

8. Итоговое занятие

Итоговое занятие проводится в конце учебного года. Подводятся итоги за прошедший год. Обсуждаются задания на летний период.

Цели программы

Цель программы: формирование у обучающихся интереса к занятиям физическими упражнениями посредством игры в баскетбол

Результат программы

В результате освоения программы дополнительного образования обучающиеся будут

знать:

Историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в мире;

правила техники безопасности;

названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;

типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;

упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

основное содержание правил по баскетболу.

жесты судьи по баскетболу.

уметь:

соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;

выполнять технические приемы и тактические действия;

играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

демонстрировать жесты судьи.

демонстрировать:

ведение мяча с изменением высоты отскока мяча скорости, направления движения, в ловле и передачи мяча двумя руками от груди, одной от плеча, с отскоком от пола, на разные расстояния и точность;

броски мяча в корзину с разных дистанций, с места, в прыжке, в движении с двух шагов.

Материально-техническая база

ОУ предоставляет помещение и оборудование для занятий.

Занятия проводятся в спортивном зале. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: баскетбольные мячи № 5 в количестве 15 шт., баскетбольные кольца 4 шт., гимнастические палки и маты, шведские стенки, перекладины, конусы, кубики для подвижных игр, скакалки, скамейки гимнастические, координационная лестница – 1шт., аптечка первой медицинской помощи, секундомер, свисток.

Компьютер, доступ к сети Internet.