Программа "Волшебный мир слов. Логопедия"(31 "Алые паруса")

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир слов» (логопедия) ориентирована на формирование речевых навыков детей младшего и среднего дошкольного возраста. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому, считаем целесообразным проводить в детском саду образовательную логопедическую деятельность, используя логоритмику.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир слов» (логоритмика) направлена на коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка младшего дошкольного возраста посредством сочетания слова и движения.

преподаватели

Штыкова Наталья Валерьевна

Содержание программы

Содержание программы дополнительного образования

Тема: «Диагностика»

Теория. Объяснение диагностических проб.

Практика. Выполнение по показу, наблюдение за детьми.

Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Теория. Формирование словаря глаголов по теме «Осень» (желтеть, краснеть, сохнуть, опадать). Формирование правильного речевого дыхания.

Практика. Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук су джок. Дыхательное упражнение «Листопад». Умение водить хоровод.

Тема: «Во саду ли в огороде»

Теория. Формирование словаря детей по теме «Овощи и фрукты». Формирование правильного речевого дыхания. Формирование основных движений.

Практика. Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук су джок. Д. и. «Урожай в мешке».

Тема: «Животные нашего леса»

Теория. Формирование словаря детей по теме «Дикие животные». Формирование правильного речевого дыхания.

Практика. Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук су джок. Д. и. «Чей малыш?» знакомство детей с названиями детенышей диких животных. Умение ориентироваться в пространстве.

Тема: «Домашние питомцы»

Теория. Формирование словаря детей по теме «Домашние животные». Формирование правильного речевого дыхания.

Практика. Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук су джок. Д. и. «Чей малыш?» знакомство детей с названиями детенышей домашних животных. Умение менять движения со сменой частей музыки и со сменой динамики.

Тема: «Моя семья»

Теория. Формирование словаря детей по теме «Моя семья». Формирование умения называть имена членов своей семьи. Формирование правильного речевого дыхания.

Практика. Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук су джок. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик - папочка». Различение контрастной музыки и выполнение движений, ей соответствующие (марш, бег).

Тема: «Зимушка, зима!»

Теория. Формирование словаря детей по теме «Зима». Формирование правильного речевого дыхания

Практика. Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук су джок. Координация речи с движением «Снеговик». Умение маршировать, останавливаться с концом музыки.

Тема: «Маленькой елочке холодно зимой»

Теория. Формирование умения детей составлять предложения по картинке. Формирование правильного речевого дыхания.

Практика. Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук су джок. Координация речи с движением «Что такое зима?», умение неторопливо, спокойно кружиться, выполнять полуприседания.

Тема: «Моя любимая игрушка»

Теория. Формирование навыка использования предложений: подлежащее + сказуемое+ дополнение. Формирование правильного речевого дыхания.

Практика. Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук су джок. Стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки» (по выбору детей). Умение играть на шумовых инструментах под ритм.

Тема: «Зимние забавы»

Теория формирование умения сравнивать и описывать картинки. Формирование правильного речевого дыхания.

Практика. Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук су джок. Координация речи с движением «Что мы делаем зимой?» Д. и. «Найди отличия на картинке». Умение выполнять одновременно речь-движение.

Тема: «Наши папы»

 Теория. Формирование словаря антонимов. Формирование правильного речевого дыхания.

Практика. Развитие артикуляционного праксиса детей. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие мелкой и общей моторики. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук су джок. Д. .и. «Скажи наоборот». Разучивание стиха про папу. Умение тренировать и укреплять мелкие мышцы рук.

Тема: «Сколько птиц в кормушке нашей»

Тема: «Какие краски у весны»

Тема: «Животные и птицы весной»

Тема: «Луговые цветы»

Тема: «Насекомые»

Тема: «Итоговое занятие»

 

Цели программы

Цель программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Результат программы

Ожидаемые результаты

·        Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами и музыкой

·        Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

·        Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

·        Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

·        Улучшение результатов диагностик развития речи.

·        Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

Материально-техническая база

Условия реализации программы дополнительного образования

 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

·    журнал посещаемости;

·    материал анкетирования и тестирования;

·    отзывы родителей

Материально-техническое и информационное обеспечение

·     Кабинет, отвечающий требованиям САНПиН.

·     Учебная доска, мольберт или интерактивная доска.

·     Магнитофон и аудиоматериалы.

·     Наглядно-демонстрационный материал по темам занятий.

·     Музыкальные инструменты по количеству детей.

 

Стоимость

Внебюджет