"Речевая радуга"

Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития дошкольников, их уме­ния пользоваться устной речью.

Педагогическая целесообразность:

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Дети знакомятся с новыми словами и узнают их смысловое значение. Знакомятся с обобщающими словами и начинают использовать их в своей речи.

Образовательная программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:

 -в принципах обучения ( доступность, преемственность, результативность)

 - формах и методах обучения (интерактивные методы обучения, дифференцированное обучение, игра)

- средствах обучения (графические схемы, фланелеграф, иллюстративное панно, иллюстрации, костюмы, атрибуты для игр-драматизаций)

Цель программы:

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи посредством пересказа с наглядной опорой в виде иллюстраций и графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи при реализации данной программы:

·         освоение детьми связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;

·         развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

·       развивать умение чистого произношения сложных звуков   родного языка, правильного словопроизношения;

·  воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Отличительная  особенность данной образовательной программы состоит в том, она  базируется на произведениях художественной литературы. В основу положены произведения природоведческой детской литературы. Природа содержит огромный потенциал для нравственного, интеллектуального и речевого развития детей. При знакомстве с природоведческой литературой дошкольники приобщаются к подлинно художественной речи, учатся владеть родным языком.

Кроме этого, реализация данной программы позволит развить у детей умение работать самостоятельно и в группе, уметь слушать других, быть внимательным к товарищам.

 

В структуру программы входят образовательные блоки:

- блок специально организованного обучения в форме занятий. Воспитывающий всегда инициатор: он ставит перед детьми задачи, организует и контролирует их решения.

- блок совместной деятельности воспитателя и детей. Воспитатель может сам вызывать активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы:

·        чтение текста, беседа, игры, настольный театр.

·        моделирование:

графические схемы, фланелеграф, иллюстративное панно, иллюстрации рассказа, детские рисунки сюжетных фрагментов;

·     упражнения:

кинезиологические; упражнения на развитие речевого выдоха;

·     пересказ:

по плану-схеме, по опорным вопросам, линейный, с использованием элементов драматизации;

·     ТСО:

 аудиозапись текста.

Ожидаемые результаты:

 К концу года дети могут:

·         Достаточно хорошо владеть устной речью.

·         Использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

·        Подробно с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений; активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

·        Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

·        У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

преподаватели

Смирнова Ирина Александровна

Содержание программы

Октябрь

 
Пересказ рассказа

ü И.Соколов-Микитов

"Осень"

ü Г.К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

ü В.Бианки "Сова"

ü М.Малышев "Благородный гриб"
Ноябрь

 
Пересказ рассказа

ü Р.Н.С. "Заяц хваста"

ü Тайц "Всё здесь"

ü Н.Сладков "Отчего у лисы длинный хвост?"

ü В.Бианки "Первая охота"

 
Декабрь

 
Пересказ рассказа

ü Ушинский "Четыре желания"

ü Н. Павлова "Живая бусинка"

ü Р.Н.С. «Рукавичка»

ü В.Бианки "Снкежная книга"

 
Январь

 
Пересказ рассказа

ü Л.Н.Толстой "Зайцы"

ü В.Воронин "Барашек"

ü М. Пришвин "Тихий снег"

ü Ю.Коваль "Стожок"

Февраль  

 
Пересказ рассказа

ü Р.Н.С. "Лисичка-сестричка и серый волк"

ü Соколов-Микитов «Клесты»

ü М.Пришвин "Беличья память"

ü Г. Скребицкий "Четыре художника. Зима."

Март

 
Пересказ рассказа

ü М.Пришвин "Лесной доктор"

ü В.Бианки "Первая охота"

ü Жидков "Что я видел"

ü Ушинский "Ветер и солнце"

Цели программы

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Результат программы

 К концу года дети могут:

·        Овладеть самостоятельным пересказом текста.

·         Полностью передать его содержание.

·        Соблюдать связность и последовательность изложения.

·        Образно  и эмоционально передавать содержание.

·        При пересказе соблюдать грамматические нормы родного языка.

·        Употреблять разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.

·        Речь плавная, паузы единичны.

Материально-техническая база

Информационное обеспечение программы:

-методическое обеспечение программы

- Наглядно-дидактический материал: графические схемы (мнемотаблицы), предметные картинки, иллюстрации, сюжетные картинки для составления рассказов.

- Мольберт, магнитная доска.

- Сборники стихов, рассказов, сказок, фонограммы.

- Магнитофон.