Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития дошкольников, их умения пользоваться устной речью.
Педагогическая целесообразность:
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Дети знакомятся с новыми словами и узнают их смысловое значение. Знакомятся с обобщающими словами и начинают использовать их в своей речи.
Образовательная программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:
-в принципах обучения ( доступность, преемственность, результативность)
- формах и методах обучения (интерактивные методы обучения, дифференцированное обучение, игра)
- средствах обучения (графические схемы, фланелеграф, иллюстративное панно, иллюстрации, костюмы, атрибуты для игр-драматизаций)
Цель программы:
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи посредством пересказа с наглядной опорой в виде иллюстраций и графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи при реализации данной программы:
· освоение детьми связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
· развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
· развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
· воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Отличительная особенность данной образовательной программы состоит в том, она базируется на произведениях художественной литературы. В основу положены произведения природоведческой детской литературы. Природа содержит огромный потенциал для нравственного, интеллектуального и речевого развития детей. При знакомстве с природоведческой литературой дошкольники приобщаются к подлинно художественной речи, учатся владеть родным языком.
Кроме этого, реализация данной программы позволит развить у детей умение работать самостоятельно и в группе, уметь слушать других, быть внимательным к товарищам.
В структуру программы входят образовательные блоки:
- блок специально организованного обучения в форме занятий. Воспитывающий всегда инициатор: он ставит перед детьми задачи, организует и контролирует их решения.
- блок совместной деятельности воспитателя и детей. Воспитатель может сам вызывать активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность.
При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы:
· чтение текста, беседа, игры, настольный театр.
· моделирование:
графические схемы, фланелеграф, иллюстративное панно, иллюстрации рассказа, детские рисунки сюжетных фрагментов;
· упражнения:
кинезиологические; упражнения на развитие речевого выдоха;
· пересказ:
по плану-схеме, по опорным вопросам, линейный, с использованием элементов драматизации;
· ТСО:
аудиозапись текста.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети могут:
· Достаточно хорошо владеть устной речью.
· Использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
· Подробно с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений; активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
· Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
· У ребёнка складываются предпосылки грамотности.