"Юные спортсмены"

Сохранение и укрепление здоровья дошкольника – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Оно предъявляет новые, все более высокие требования к человеку (в том числе к ребенку) – к его способностям и возможностям адаптации.

В младшем дошкольном возрасте начинается развитие способности переносить статичные нагрузки, формируются умения самостоятельно и творчески использовать двигательные средства.

Изучение педагогической и психологической литературы позволило прийти к выводу, что игровой стретчинг способствует развитию физических качеств: гибкость, равновесие, выносливость, гармонизация эмоционально – волевой сферы ребенка и является благотворной двигательной активностью, направленной на работу мышц, улучшение их гибкости, что обеспечивает подвижность суставов для правильного роста и развития костей.

Так же, игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей - суть стретчинга. 

преподаватели

Лунина Людмила Михайловна - инструктор по физической культуре.

Педагогический стаж - 37 лет.

Квалификационная категория - высшая.

Содержание программы

 Методика реализации игрового стретчинга в старшем дошкольном возрасте основывается на различных видах детской деятельности:

игровой,

коммуникативной,

продуктивной,

музыкально-художественной;

Для детей дошкольного возраста методика игрового стретчинга основана статичных растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника. 

Доступность двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга детям с ослабленным здоровьем, низким уровнем развития физических качеств, проблемами в эмоционально – волевой сфере и низкими адаптивными возможностями обеспечивается умеренной физической нагрузке.

Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в игровом стретчинге основное внимание уделяется статичному поддержанию поз. Вследствие чего,  снижается мышечное напряжение, улучшается настроение, поднимается самооценка, создается ощущение комфорта и спокойствия.

Соблюдается плавность выполнения поз, что заставляет детей действовать осмысленно, в спокойном ритме для умеренной нагрузки на организм.

В совокупности с игровым стретчингом используются здоровьесберегающие технологии, которые оказывают благоприятное воздействие на детский организм:

Дыхательная гимнастика необходима для быстрого восстановления организма после физических нагрузок, снижения утомляемости и повышению концентрации внимания;

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речи, творческого мышления, активизирует моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрироваться;

Релаксационная гимнастика - метод физического воздействия на мышечный тонус для снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения;

Самомассаж позволяет повысить  жизненный тонус, нормализовать кровообращение конечностей детей младшего дошкольного возраста;

Подвижная игра способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений, активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Цели программы

Цель: развитие двигательной деятельности у детей дошкольного возраста с использованием элементов игрового стретчинга.

Задачи: 

  • Способствовать развитию опорно-двигательного аппарата (формировать правильную осанку, обеспечить профилактику плоскостопия); развитию психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей; развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
  • Упражнять детей в удерживании статических поз до 15- 20 секунд.
  • Сопоставлять название основных поз с моделями их реализации .
  • Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость координационные способности в соответствии с возрастными особенностями;
  • Обогащать двигательный опыт для развития мышечной силы, гибкости, выносливости; скоростных, силовых и координационных способностей по средствам игрового стретчинга;
  • Поддерживать инициативу детей в двигательной деятельности, эмоционального самовыражения, раскрепощённости и творчестве в движении.

Результат программы

  • Ребенок владеет навыками двигательного опыта, удерживает статические позы до 10 - 15 секунд;
  • Ребенок сопоставляет название основных поз с моделями их реализации и реализует их в двигательной деятельности;
  • У ребенка развиты мышечная сила, гибкость, выносливость координационные способности в соответствии с возрастными особенностями;
  • Ребенок в двигательной деятельности эмоционально само выражается, раскрепощён в движении, участвует в игровом процессе;
  • Ребенок обладает развитым вниманием, памятью, воображением, поддерживает стойкий интерес в двигательной игровой деятельности.
  • Ребенок активно использует игровые приемы стретчинга для реализации поставленной цели в двигательной деятельности.

Особые условия проведения

Основные правила стретчинга: 

 -разогрев перед упражнениями;

- медленное и плавное выполнение упражнений;

-«правило ровной спины» - следить за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает гибкость;

-спокойное дыхание;

- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.

Материально-техническая база

Материальное и методическое обеспечение реализуемой программы.

Для обеспечения планируемого результата необходимы следующие средства и оборудование:

·        технические средства для музыкального сопровождения;

·        массажеры и массажные дорожки для корригирующей ходьбы;

·        ковровое покрытие, т.к. многие упражнения выполняются из положений сидя, лежа на животе и спине;

·        оборудование для подвижных игр (обручи, кубы, дуги, маты).

 Список литературы:

1.      Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоцинального напряжения детей. - М., 2002. - 216с.

2.      Анатомо-физиологические особенности организма ребенка // Энциклопедия молодой семьи. URL: http://www.bibliotekar.ru/enc-Semya/31/htm (Дата обращения 15.05.2012)

физиологические особенности организма ребенка // Энциклопедия молодой семьи. URL: http://www.bibliotekar.ru/enc-Semya/31/htm (Дата обращения 15.05.2012)

3.      Арнаутова Е.П. Диалогическая позиция педагога в сотрудничестве с семьей: Сб. науч. тр./ Наука о дошкольном детстве традиции и современность. - М.: МПГУ, 2000. - 230 с.

4.      Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - Академия. - 2009. - 416с.

5.      Волков О.А., Волкова Е.А. Веселая йога: специально для детей. –Феникс - Ростов н/Д -  2008.

6.      Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012.

7.      Латохина Л.И. Оздоровительные минутки. Простая и эффективная гимнастика для детей и взрослых / Л.И. Латохина - М.: АСТ: Астрель, 2009 -158с., ил.

8.      Латохина Л.И. Хатха – йога для детей: Кн. Для учащихся и родителей. – М.: Просвещение , 1993. – 160с.: Ил. – (Школа здоровья).

9.      Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. / Избранные пед. соч. - М.: Педагогика, 1988. - с. 228 - 264.

10.    Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. / Избранные пед. соч. М.: Педагогика, 1988. - с. 16 - 228; СПб. 1900. - 247с.

11.    Липень А.А. Детская оздоровительная йога. - Питер Пресс, СПб. 2009

12.    Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2013 URL: http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html

13.    Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. - ТЦ «Сфера» - М.: 2010.

14.    Назарова А. Г. Игровой стретчинг. - Типография ОФТ, СПб.: 2005.

15.    Первые шаги в Стране Здоровья: Методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2008. - 122с.

16.    Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005. - 143с.

17.    Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. - СПб.: «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2001. - 96с.