Плавание (ОФП - спортивный зал))

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Ведущий принцип, положенный в основу программы, – системно-деятельностный подход- отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Основными, характерными для реализации данной программы формами обучения, являются комбинированные занятия. Они состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть, которая предполагает использование бассейна.

При проведении занятий традиционно используют три формы работы:

· демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;

· фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

· самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий

Основные формы и приемы работы с учащимися:

· Беседа

· Ролевая игра

· Познавательная игра

· Практические занятия

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, практические.

преподаватели

Стугуре Антон Владимирович, учитель физической культуры, тренер - преподаватель высшей категории

Содержание программы

1. Основы знаний о плавании:

Влияние плавания на состояние здоровья
Значение закаливающих процедур
Правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены
Правила поведения и техники безопасности на воде
Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения
Упражнения для общефизической подготовки (строевые упражнения; имитационные упражнения, общеразвивающие упражнения в воде; упражнения на дыхание)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

роль занятий плаванием для физического развития и закаливания организма;
правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых водоёмах;
условные жесты и сигналы инструктора, требования медицинской сестры плавательного бассейна;
уметь:

использовать полученные навыки плавания в повседневной жизни;
соблюдать правил безопасного поведения и гигиенических требований в бассейне.
2.Используемые специальные плавательные упражнения в процессе НОД:

Имитационные упражнения
Вхождение в воду 
Передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

элементарные свойства воды;
способы передвижения человека в воде;
уметь:

развивать первоначальное «чувство воды» без негативных ощущений и водобоязни;
выполнять элементарные передвижения в воде;
ощущать сопротивление воды конечностями рук и ног, чтобы активно его использовать для отталкивания;
сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать;
окунаться и прыгать;
дышать (выдох – в воду, вдох – над водой);
использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни:преодоление водобоязни;
свободное передвижение в воде и выполнение дыхательных упражнений.
3. Погружение в воду:

Погружение в воду
Задержка дыхания под водой и выдох в воду
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

· элементарные свойства воды;

· необходимость правильного дыхания в воде;

уметь:

погружаться в воду с головой;
сидя на корточках или стоя на мелководье, попеременно вдыхать воздух над поверхностью и выдыхать воздух в воду;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: преодоление водобоязни; развитие координационных способностей и ориентирования в пространстве.

4. Всплывание, лежание и скольжение на воде:

· Имитационные упражнения на суше

· Всплывание и расслабление в воде

· Лежание на поверхности воды, на груди

· Скольжение на груди с разным положением рук

· Скольжение на груди с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры

В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

- действие выталкивающей силы воды;

- правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры;

уметь:

выполнять упражнения «Медуза», «Звезда», «Поплавок» в течение 5 секунд;
выполнять упражнения на расслабление с задержкой дыхания;
принимать устойчивое положение тела в воде;
выполнять скольжение на груди без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;
выполнять скольжение на груди с работой ног с вспомогательными средствами и без;
выполнять скольжение на груди с работой ног с поворотом головы для вдоха и с задержкой дыхания;
использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах; использование приобретенных умений в экстремальной ситуации.
5. Движение ног и рук при плавании способом «кроль» на груди:

· Имитационные упражнения на суше

· Техника работы ног способом кроль на груди

· Упражнения на согласование движений рук, ног и дыхания способом кроль на груди

В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

- правильное положение тела в условиях неустойчивой опоры;

уметь:

согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на груди;
использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.
6. Игры и развлечения на воде:

Игры на воде: «Кто самый быстрый?», «Торпеды», «Кто проворней?», «Гонка мячей», «Буксир», «Кто дальше?», «Катера», «Кто лучше?» и тд.
Эстафетное плавание
Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного материала.
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

названия и правила игр на воде;
правила поведения и техники безопасности во время проведения игр на воде,эстафетного плавания и свободного плавания;
уметь:

осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх.

Цели программы

Целью программы является подготовка ребенка к здоровому образу жизни и поиск индивидуального пути самосовершенствования; формирование всесторонней развитой личности, посредством приобщении детей к здоровому образу жизни; развитие двигательной активности для нормального физического развития ; приобретения детьми теоретических знаний о роли физических упражнений и воспитание у детей стремления к высоким спортивным достижениям; приобретение жизненно важных навыков для выживания в экстремальных ситуациях; формирование умения использовать эти навыки; формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Результат программы

Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
Расширение адаптивных возможностей детского организма;
Повышение показателей физического развития детей;
Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения;
Формирование нравственно-волевых качеств.

Должны знать:

правила поведения на воде;
значение влияния плавания на организм человека;
основы закаливания;
значение прикладного плавания в жизни человека.

Должны уметь:

свободно продержаться на воде в течение 1 минуты;
проплывать любым способом
проплывать способом «кроль на груди» с опорой и без неё.
увидеть, указать на ошибку товарищу и подсказать пути исправления, осуществлять самоконтроль;
самостоятельно организовать подвижные игры на воде;
по заданию инструктора предлагать игры либо игровые упражнения в зависимости от задач занятия;
придумывать собственные игры или игровые задания;
участвовать в праздниках, соревнованиях на воде.

Формы подведения итогов реализации программы:

показ открытых занятий и развлечений на воде для родителей, дети
которых посещают дополнительную услугу по плаванию в данном дошкольном учреждении;

оформление в группах стендов и фотовыставок в течение года.

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Плавательный спортивный инвентарь