"Хочу все знать"

Программа решет задачи умственного направления  в сфере детского экспериментирования.

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Наряду с игровой деятельностью, в процессах социализации, познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии личности ребенка на протяжении всего дошкольного детства, являясь поиском знаний, приобретением знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Не случайно во ФГОС ДО значится, что одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Экспериментирование имеет под собой научно-исследовательскую основу и  развивает  у ребенка мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями  с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

преподаватели

Воспитатель подготовительной к школе группы Крутогорская Галина Викторовна, высшая квалификационная категория.

Воспитатель старшей группы Воробьева Ольга Константиновна, первая квалификационная категория.

Содержание программы

 

 В процессе обучения планируем дать детям знания о разнообразных состояниях воды (твердое, жидкое). Формируем понятие – неживая природа. Познакомим детей с круговоротом воды в природе, со свойствами и качествами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества). Дети получат знания о значении воды в жизни растений и животных.

Также подробно дети узнают о солнечном свете, познакомятся со свойствами, составом и качеством почвы, узнают много интересного о снегопаде. Познакомятся с электричеством, магнитами, камнями.

 Занятия  по блоку «Свет» раскроют следующие темы: Световой луч. Живые тени. Значение света. Природные источники света – солнце, луна; искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Дошкольники узнают свойства различных предметов.

 

Цели программы

Формирование и развитие познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

Результат программы

Старшая группа (с 5 до 6 лет):

-    Группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

-    Различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий и т.п.).

-    Различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров.

-    Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры.

-    Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.).

-    Подбирает предметы по одному - двум качествам (цвет, форма, материал и т.п.).

-    Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия.

Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет):

- Классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.

-    Различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.).

-    Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры.

- Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.).

- Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.

-  Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия.

Особые условия проведения

Возраст детей должен соответствовать 5-7 годам. Необходимо учитывать желание дошкольников и интерес к экспериментированию.

Материально-техническая база

Материально-техническое оснащение:

 Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049 -13 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26). Учебное оборудование группы включает комплект мебели, необходимой для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.

Основное оборудование и материалы:

Ø  Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Ø  Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

Ø  Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Ø  Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы:

Ø  Гайки, винты, болтики, гвозди.

Ø  Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Ø  Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Ø  Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл),  марля, мерные ложечки.

Ø  Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Стоимость

бюджет