Школа грамотеев

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Курс способствует формированию познавательных интересов, помогает увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Особое внимание на занятиях «Школы грамотеев» уделяется развитию устной и письменной речи обучающихся, ролевым играм, воспитанию у них чувства языка.

Содержание и методы обучения на занятиях в «Школе грамотеев» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков по данному курсу.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.         Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

преподаватели

Пчелина Анастасия Дмитриевна

Неделина Наталия Владичевна

Илясова Анна Владимировна

Шаргородская Александра Анатольевна

Демидова Тамара Александровна

Афанасьева Галина Федоровна

Содержание программы

Тема 1. Как обходились без письма? (1 час)

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена (1 час)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 час)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема (2 часа)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы? (3 часа)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 часа) 

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы (1час)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки»

Тема 12 – 13. Опасные согласные (2 часа). 

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные (1 час)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами» (1час)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

 

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие (1час)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных (2 часа)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция» (2 часа)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность (1 час)

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем (1 час)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова? (1 час)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24.  Поговорим обо всех приставках сразу (1 час)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с -. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 25. Слова – «родственники» (1 час)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 26 – 27. Кто командует корнями? (2часа)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 28 – 29. «Не лезьте за словом в карман!» (2часа)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 30-31. «Пересаженные» корни. (2 часа)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 32. Итоговое занятие. Олимпиада (1 час)

 

 

 

Цели программы

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Результат программы

Личностные результаты

  -умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  -интерес к изучению языка;

 -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  -самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  -пользоваться словарями, справочниками;

 - осуществлять анализ и синтез;

  -устанавливать причинно-следственные связи;

  -строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

 - высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  -задавать вопросы.

Предметные результаты

  -умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

 -умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

  -умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

 -умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

  -умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Особые условия проведения

особых условий нет

Материально-техническая база

компьютер