Избранные вопросы физики

Программа спецкурса по физике «Избранные вопросы физики» предназначена для детей, которые интересуются физикой и хотят узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, осознали степень своего интереса к предмету и оценили возможности овладения им с тем, чтобы к окончанию школы они смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших либо углубленных, либо обычных занятий по физике

преподаватели

Белокопытова Светлана Игоревна, учитель математики и физики высшей квалификационной категории 

Содержание программы

1. Математика приходит на помощь физике (11 ч.)

 Логические задачи в физике. Длина, площадь и объем в физике.

Линейная зависимость при решении физических задач. Угол наклона прямой как инструмент решения физических задач. График линейной функции как инструмент решения физических задач.

Неравенства как инструмент решения житейских задач с физическим содержанием.

Графы и задачи на движения.

Решение задач на различные процессы и житейские ситуации. Решение задач на лампочки.

Подобие в физике.

 2. Измерения и эксперименты (4 ч.)

 Измерения. Измерения как инструмент для составления задач. Мысленный эксперимент.

 3. Движение тел (22 ч.).

 Малые шевеления.

Решение задач кинематики: задача «Встреча» (графический и аналитический способы решения). Решение задач кинематики: задача «Погоня». Решение задач кинематики: задача «Обгон». Решение задач кинематики в общем виде. Анализ полученного результата. Движение тел относительно друг друга. Движение тел относительно друг друга: задача «Встреча». Движение тел относительно друг друга: задача «Погоня».

Графики движения. Путь как площадь фигуры.

Движение по реке. Круговое движение.

Нестандартные задачи на среднюю скорость. Задачи «разгон» и «торможение». Решение задач на сигналы.

 4. Взаимодействие тел. (13 ч.)

 Понятие средней плотности. Линейная плотность. Поверхностная плотность.

Физический подход к решению задач на скорость заполнения, по метеорологии, на пробки на дорогах.

Подвешивание тел. Соединение пружин. Решение задач на равновесие тел. Комбинации блоков.

 5. Гидростатика. (9 ч.)

 Выравнивание давления. Вытекание. Комбинированные задачи на сообщающиеся сосуды. Давление и всплывание.

Взвешиваем под водой. Переменная плотность жидкости. Простые механизмы под водой. Равновесие в жидкости.

 6. тепловые явления. (5 ч.)

 Графический подход к решению задач на тепловые явления. Расчет теплообмена. Учет теплопотерь. Мощность теплопередачи.

 

 

Цели программы

Цели изучения физики на занятиях:

ü  увлечь учеников физикой, помочь почувствовать ее красоту;

ü  обнаружить и развивать в себе способности по физике;

ü  пробудить интерес к физике у тех, кто до сих пор его не испытывал;

ü  закрепить общие учебные навыки при изучении физики;

ü  добиваться от детей более осознанного изучения теоретического материала;

ü  развивать умения учащихся применять теорию на практике;

ü  развивать естествонаучную культуру;

ü  учить проявлять смекалку при решении нестандартных и олимпиадных задач, не допускающих применения шаблона и требующих нестандартных выкладок;

ü  готовить учащихся к профильному обучению в старших классах ОУ.

 

Результат программы

Планируемые предметные результаты изучения курса:

 В процессе обучения учащиеся получат возможность научиться:

ü  анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

ü  выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

ü  оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

ü  использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;

ü  овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

ü  применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты;

ü  приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

 

Материально-техническая база

Учебный кабинет.  Раздаточный материал для проведения практических работ.