"Занимательные опыты"

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во вторник, продолжительностью не более 30 минут. Время работы кружка: 15.45- 16.15.

      Общее количество занятий в год – 36.

В зависимости от темы занятия используются разные формы и место проведения (игра – эксперимент, занятие – эксперимент, «школа фокусника», элементарная опытническая деятельность на прогулке).

Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы, настроение, уровень установления причинно–следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы.

Программа предполагает сотрудничество ребенка и педагога, детей друг с другом  в процессе совместного решения поисковых задач, а также сотрудничество ребенка и семьи.

преподаватели

Гордина Галина Игоревна, воспитатель

Содержание программы

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

 Алгоритм подготовки занятия - экспериментирования

 1. Выбор объекта исследования.

 2.     Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

 3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

4.   Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

 5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

 6.   Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).

 7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

 8.    Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

 9. Уточнение, каким будем эксперимент - кратковременным или долговременным.

10.                     Прогнозирование результата.

11.                     Закрепление последовательности действий.

12.                     Закрепление правил безопасности.

 

Цели программы

Цель программы: Формирование и развитие познавательных интересов детей посредством опытно – экспериментальной деятельности.

 

Задачи программы:

·        Развивать  исследовательские способности, творческие воображение, ценностное отношение к миру.

·        Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

·        Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

·        Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

·        Развивать коммуникативные навыки.

 

 

Результат программы

Планируемые результаты:

Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.

Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, опытам, развитие речевого общения.

Сформированность основ логического мышления.

Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

Использование поученных знаний в самостоятельной игровой деятельности

 

 

Особые условия проведения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Оборудование центра экспериментирования

 

Центр «Песок - вода»: ѐмкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведѐрки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.

 

Центр «Воздух»: верѐвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

 

Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (жѐлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы и погоды, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки мела, вата, перчатки, картинки с изображением источников света: солнце, луна, звѐзды, месяц, светлячок, костѐр, лампа, фонарик и т.д.), магниты, бисер, стеклярус, янтарь, рукавичка с вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока, карта мира, картотека опытов, клеѐнчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, пипетки, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона, макет «Солнце - земля», карта климатических зон, грузы разного веса, магнитный театр, резиновые груши, резиновые перчатки, щѐтка-смѐтка, совок, отвѐртки, винтики, наждачная бумага, колесики, деревянные зубочистки.

 

Центр «Литература»: книги, журналы, лингвистические игры, книги, журналы, книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей), план-схема

 

модели для рассказывания, алфавит, буквы, дырокол, скотч, бумага, ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотеки чистоговорок, скороговорок, разрезные картинки, книжки-малышки, кроссворды, ребусы, кубики с азбукой, различные виды театра.

 

Центр «Искусство»: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, мелки, поролоновые губки разной формы, размера, структуры, зубные щѐтки, пуговицы, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты, ватные палочки, палитра, пиктограммы смешивания красок, салфетки, ватные диски, цветные нитки, цветовые волчки, пластилин, игровое тесто, бумага различного размера и текстуры, восковые свечи, газеты, штампы, обѐрточная бумага, пооперационные карты, синтепон, тряпочки, фломастеры, художественная литература по изодеятельности, восковые мелки, чернила, тушь, ватные шарики, фольга, авторучки.

 

Центр «Кулинария»: мука, сахар, соль, доски, тѐрки, вилки и ложки, ножи (пластмассовые), розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, косынки, подносы, пооперационные карты рецептов блюд, сито, дуршлаг, формочки для печенья, кондитерский шприц, контейнеры, миски, лопатки, поварѐшка, овощерезка, толкушка, формы для кекса, печенья.

 

Манипулятивный центр: мелкие предметы для счѐта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счѐты, шнуровка, логико-математические игры, верѐвочки, бусинки, балансовые весы, домино, шашки, коллекция крышек, часов, конструкторы, лото, настольно-печатные игры, пазлы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, рабочие листы с заданиями, счѐты, тетради в клетку, цифры, резиновые кольца.

 

Материально-техническая база

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Образовательная деятельность в зависимости от темы и программных задач проводится:

в мини – лаборатории; в группе, оборудованной уголками экспериментирования; на прогулке ( с выносным материалом), используются различные зоны, имеющиеся на территории (цветники, экологические зоны); в учебных лабораториях образовательных организаций

 

 ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Детская лаборатория  включает в себя:

·        приборы помощники: микроскоп, увеличительные стекла, безмен, песочные часы, компасы, магниты

·        прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

·        Природные материалы : камешки разного цвета и формы, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки , шишки, скорлупа орехов, листья, семена фруктов о овощей.

·        Бросовый материал: кусочки кожи, меха, поролона, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные , пластмассовые , металлические предметы, формочки – вкладыши.

·        Разные виды бумаги

·        Красители : акварельные краски, пищевые и другие безопасные красители

·        Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, пробирки, деревянные палочки,  шприцы пластмассовые без иглы, мерные ложечки, резиновые груши

·        Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, мука, формочки, поддоны, стеки, таз, соломинки для коктейля ,нитки, булавки, пуговицы.

·        Игровое оборудование

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

 

·        Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов

·        Детские халаты, шапочки

·        Таблицы – схемы

·        Журналы исследований для фиксации детьми результатов опыта