Кружок экспериментальной деятельности «Хочу быть Кулибиным»

Работа кружка направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.

Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:

·         самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

·         учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

·         приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

·         развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

·         развивают системное мышление.

    Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:

Принцип научности:

подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип доступности:

построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме; решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; повторяемость тем в возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип целостности:

комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Принцип Связь теории с практикой.

средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом  воспитанников. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт детей, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется в самостоятельной деятельности для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.

преподаватели

 Чуринова Светлана Алексеевна

Содержание программы

В современном ДОУ роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности

Программа рассчитана на 2года .

Включены такие темы, как: « Земля», « Вода», « Воздух», « Магнетизм», «Электричество», «Природные явления».

 Совместная деятельность педагога с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю во второй половине дня:

с детьми5-6 лет один раз в неделю   продолжительность 25 мин,

с детьми 6-7 лет  один раз в неделю  продолжительность 30 мин.

Цели программы

пробудить интерес к исследованию окружающего мира развивать наблюдательность, мыслительную деятельность ,желание экспериментировать и стремление к новым знаниям

Результат программы

·        Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире

·        Правильно взаимодействовать с окружающим миром

·        Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой

·        Отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике

·        Повышение педагогической компетентности родителей

Особые условия проведения

В ДОУ создана мини-лаборатория, которая оснащена оборудованием и материалами  необходимыми для реализации поставленной цели -пробудить интерес к  исследованию  окружающего мира, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность ,желание экспериментировать и стремление к новым знаниям

 

 

Материально-техническая база

Оборудовано помещение , в котором:   

1.Приборы помощники: микроскоп, увеличительные стекла, безмен, песочные часы (1 мин, 2 мин,5 мин), компасы,  бинокль, разнообразные по размерам магниты;

2.      Прозрачные и непрозрачные сосуды различной конфигурации и объема : пластиковые бутылочки, стаканы, ведерки, воронки;

3.      Объекты неживой природы: камешки различного цвета и формы ( яхонт, гранит, кварц, малахит, песчаник, морские камни, каменный уголь ), минералы, глина, песок, почва, ракушки, скорлупа орехов,  кора деревьев, семена  растений (деревьев, декоративных, лесных и   полевых цветов, посевных культур), набор пластин для рассматривания  различных объектов живой и неживой природы;

4.      Медицинские материалы: пипетки, шприцы, мерные ложечки, колбы, пробирки, резиновые груши разного размера;

5.      Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, ткани, гайки, винтики, проволока;

6.      Красители: акварельные краски, пищевые красители, природные красители (приобретаются на время проведения опыта – апельсин, лимон, разнообразные ягоды и т.д)

7.      Прочие материалы: зеркала, воздушные шарики, цветные и прозрачные стеклышки, формочки, деревянные палочки, соломинки для коктейлей

8.       Дидактические игры 

 «Экоэнергия»,

 «Энергия ветра»

«Падающая башня»

9.      Дидактические пособия:

«Что такое воздух?»

«Что такое вода?»

«Какими бывают облака?»

«Схема проведения экспериментов»

«Алгоритм описания объектов экспериментирования

Энциклопедии

10. Модуль для экспериментирования

11. Подбор литературы и иллюстраций