«Занимательная математика»

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» дополняет блок «Формирование элементарных математических представлений» Основной образовательной программы дошкольной организации и способствует развитию логического мышления воспитанников посредством развивающих игр нового поколения («Танграм», палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша, геоборда, камешек Марблс, игр Воскобовича, квадрата Никитина, «Пентамино»).

Все эти игры являются  эффективными дидактическими  средствами  логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста. Через игры решение игровых ситуаций,  у дошкольников  развивается логическое мышление, мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство; реализуют потребность   в активности, инициативности, самостоятельности, общении.

преподаватели

Полякова Татьяна Рафаиловна - воспитатель

Педагогический стаж - 4 года

Квалификационная категория - первая

Содержание программы

Данная программа отличается развитием математического мышления детей через игровую деятельность. 

В процессе игры моделируются логические структуры мышления, создаются благоприятные условия для применения полученных представлений. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на пути проблемы, убедить других в своей правоте. 

Логические блоки Дьенеша — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями.

Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х. Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Основные особенности этого дидактического материа¬ла — абстрактность, универсальность, высокая эффектив¬ность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

Геоборд, математический планшет или геометрик – это это разные обозначения развивающей плоской доски с гвоздиками (штырьками). Для работы с ней используются резиночки (обыкновенные для волос или тонкие канцелярские). Резиночки натягиваются между гвоздиками, создавая причудливые очертания геометрических фигур.

Квадрат Никитина -  игра наиболее эффективна для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и развивает: логическое мышление, способность к анализу и синтезу (умение анализировать задачу и находить решение), творческие способности.

Головоломка «Пентамино» — очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам.

          Развивающие игры Воскобовича – это творческая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Цели программы

Цель Программы: развитие  логического  мышления, творческих и интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста  посредством  развивающих игр.

 Задачи.

Обучающие:

1. Формировать представления  о  множестве чисел, величин, форме, пространстве, времени.

2. Закреплять умения и навыки в счете, вычислении, измерении.

Развивающие:

1. Развивать мыслительные умения: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

2. Развивать психические процессы: зрительное восприятие, произвольное внимание.

3. Развивать  любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.

4. Развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения.

5. Развивать творческое воображение.

6. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать  морально – волевые качества личности: ответственность, организованность, эмоционально-положительное отношение к сверстникам.

2. Воспитывать интерес к развивающим играм.

Результат программы

По окончании года обучения дети должны знать:

 1.     Предыдущее и последующее число, сравнивать числа, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета.

2.     Пространственные отношения (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку).

3.     Классификацию геометрических фигур по заданным признакам: цвет, форма, величина.

 Должны уметь:

1.      Уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

2.     Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

3.     Уметь находить части целого и целое по известным частям.

4.     Уметь называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

5.     Уметь соотносить цифру с количеством предметов.

6.     Рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, доказывать, делать выводы.

7.     Работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Особые условия проведения

Программа реализуется  по следующим  принципам: системности, наглядности, интеграции, креативности, индивидуальности. Работа с детьми строится поэтапно, каждый этап имеет цель и направления работы:

      Первый этап: самые простые игры, цель которых в усвоении свойств геометрических фигур, форм предмета, размера, цвета; усвоение определенного круга математических понятий.

      Второй этап: игры, на развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления: счет, счетные операции при помощи чисел, измерение, вычисление., направленные на изучение качественной и количественной классификации, развитие творческого и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.

      Третий этап: более сложные игры на замещение и моделирование свойств, кодирование и декодирование информации. Развитие логических операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, сериация.

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации Программы.

·        математические наборы

·        счётные палочки

·        блоки Дьенеша

·        палочки Кьюзенера

·        игра Танграм

·        камешки Марблс

·        геоборд

·        квадрат Никитина

·        пентамино

·        игры Воскобовича

·        наглядные пособия

·        планшеты «Логико-малыш»

·        настольно-печатные игры

·        цветные карандаши

 

Методические пособия

1. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ сост. Л.Д.Комарова - М: Изд. Гном и Д, 2012.

2. Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников/ сост.  Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая.  Библиотека программы  Детство - СПб  Детство – Пресс, 2002.

3. Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера  Для работы с детьми 3–7 лет / сост. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова-  М. Мозаика -Синтез, 2011.

4. Панова,  Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ.  Старший возраст Выпуск 1/ сост. Е.Н. Панова -  ТЦ  Учитель  Воронеж, 2007.

5. Панова  Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ  Старший возраст Выпуск 2/ сост. Е.Н. Панова -  ТЦ  Учитель  Воронеж, 2007.