"Мир открытий" (занимательное естествознание)

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности, интеллектуальной ловкости каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования.

 

Незаметно освоение космоса вошло в нашу жизнь, ведь без искусственных спутников Земли сейчас невозможно представить себе, например, современные теле- и радиовещание, метеорологию, навигацию и т.д. И, конечно, не случайно именно космические сюжеты положены в основу современных фантастических фильмов, мультфильмов и многих литературных произведений. Не случайно потому, что просто ничего не может быть интереснее. 

Особенностью дошкольного образования является личностно-ориентированный стиль общения с детьми, присущий гуманистической педагогике. Это тоже имеет прямое отношение к занятиям с дошкольниками астрономией, потому что только при таком подходе можно начать воспитывать у ребенка осознание того, что он является частью огромного окружающего его мира («сыном Солнца», «сыном Солнечной системы» и т.д.).  

Занятия астрономией и космонавтикой с дошкольниками могут естественным образом включаться в развитие их познавательных способностей.

Актуальностью данной программы является увеличение  возможности личностного развития детей за счет расширения  образовательного пространства ребенка, исходя из его потребностей, интересов, учитывая социальный заказ родителей. Дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Они существенно расширяют спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов.  Следует отметить, что обеспечивается более тесная связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), установок на созидательную, продуктивную деятельность.

 

преподаватели

Орлова Елена Вадимовна

Содержание программы

Содержание данной программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

Ø  организованная-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с применением опытов по определенной теме;

Ø   совместная деятельность взрослого и детей: опыты, трудовая и игровая деятельность и др.;

Ø  свободная самостоятельная деятельность детей.

Основной формой  детской деятельности являются  исследования, эксперименты, опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

 Формы работы с детьми:

ü  «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.

ü   «Игры-квесты» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

ü   Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

ü  Игры  с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).

ü   Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. 

Формы организации образовательного процесса:  фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса.

При реализации программы применяются  исследовательские методы обучения:

- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

- Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

Цели программы

поддержка разнообразия детства, формирование у детей целостной картины мира, представлений о космосе и Солнечной системе через познавательно-исследовательскую деятельность, художественно-эстетическое и речевое развитие, способствующие формированию существенных условий для социализации каждого ребенка и полноценного развития личности. 

Результат программы

В результате освоения данной программы каждый  ребенок овладеет следующими компетенциями:

·         интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

·         обладает элементарными представлениями из области астрономии, живой природы, естествознания;

·         задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; 

·         способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

·         принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

·         способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Материально-техническая база

Для реализации дополнительной образовательной программы используется  помещение космической лаборатории с искусственным и естественным освещением, которое оснащено необходимой мебелью согласно профилю занятий, доской, ноутбуком, видеоаппаратурой, наглядными пособиями, укомплектовано медицинской аптечкой.