Конструирование и моделирование

В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать, и самостоятельно приходить к нужным решениям. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей при организации игр используется основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации игра. С этой целью разработано огромное количество дидактических игр, различных пособий. Такие как, логические блоки Дьенеша.

         Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина.

         Тактильный игольчатый конструктор –это оригинальный набор конструктор, предназначенный как для творческого конструирования, так и для развития сенсорного восприятия детей. Необычные элементы конструктора, оснащенные «игольчатыми» сторонами, не только легко соединяются между собой практически в любой плоскости, но и нежно массируют кончики пальцев.

         Основы конструирования и развития мышления – этот набор, дает возможность стимулировать развитие сенсорного восприятия (в том числе способствовать формированию сенсорных эталонов) и одновременно с этим способствовать развитию творческого мышления. Сенсорная стимуляция сочетает в себе аспекты зрительного, звукового и тактильного воздействий. Дети которые играют с Wedgits, в процессе конструирования приобретают чувство уверенности в успешности собственных действий и ощущению доверия к окружающему миру. Стимуляция творческой активности происходит в процессе комбинации деталей различных цветов во время свободной игры или при создании конструкций  по карточкам- заданиям.  Благодаря этим играм дети узнают о свойствах предметов и их разнообразии (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий и т. д.). Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики. Кроме того, у детей развивается речь. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.

Педагоги

Воспитатели групп

Содержание программы

Основные задачи  обучения

1.                Содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

2.                     Содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

3.                Создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

4.                Создавать необходимые условия для работы с детьми, обогащение методического инструментария (изготовление карточек, таблиц, наглядного материала).

5.                Выявлять эффективные методы и приемы в работе с детьми для развития логического мышления с использованием различных конструкторов.

6.                Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр с конструкторами.

7.                Содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

8.                Создать условия для овладения основами конструирования;

9.                Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

                                                               

Виды деятельности:

·        Конструирование из блоков Дьенеша.

·        Конструирование с использованием строительного деревянного конструктора.

·        Конструирование с использованием конструктора Лего.

·        Конструирование с использованием конструктора с подвижными частями КЛИКС.

·        Конструирование из магнитного конструктора smart max.

·        Конструирование из конструктора «Зодчий».

·        Конструирование из пластмассового конструктора «Юный конструктор 2».

Принципы организации работы кружка

1.     Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

2.     Информационно-рецептивный. Обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними(на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка.

3.     Репродуктивная. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

4.     Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

5.     Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

6.     Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

7.     Игровой. Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

8.     Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.

Методы работы

1.     Словесный (беседа, рассказ);

2.     Наглядный (демонстрация педагогом готовой постройки);

3.     Практический (выполнение работ детьми по образцу).

4.     Перспективный (выполнение детьми постройки по устному составлению темы, по замыслу)

Форма работы кружка

 Дети старшего дошкольного возраста создают свои постройки не только по предложенной теме или освоенному способу, но также по условиям, модели, чертежу, схеме, фотографии и собственному замыслу.

1.   Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагаются образцы построек и демонстрируются способы их воспроизведения.

2.   Конструирование по модели заключается в том, что в качестве натуры детям предлагается модель, обклеенная бумагой.

3.   Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам.

4.   Конструирование по замыслу обладает высоким потенциалом для поддержки самостоятельности, инициативы, индивидуальности каждого ребенка и развития детского творчества.

5.   Конструирование по теме характеризуется тем, что детям предлагается общая тематика, но каждый ребенок находит свой собственный замысел в рамках данной темы.

6.   Конструирование по условиям, детям четко обозначают условия, которым эта постройка должна соответствовать.

7.   Каркасное конструирование – знакомство детей с каркасом как центральным звеном постройки, а затем осваивают способы его трансформации.

Цели программы

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к конструированию и моделированию. 

Результат программы

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

·        Владение разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться правилам и социальным нормам

·        Проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, учатся экспериментировать.

·        Умение следовать словесной инструкции педагога

·        Приобретают новые конструктивные умения: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливать основу для перекрытий.

·        Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

·        Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.

·        Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.

·        Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления и речи.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

1.     Деревянный строительный конструктор

2.     Деревянный строительный конструктор «Зодчий» (фирма Интелин)

3.     Блоки Дьенеша (фирма Корвет)

4.     Конструктор Лего

5.     Конструктор с подвижными креплениями КЛИКС (фирма Интелин)

6.     Конструктор магнитный smart max (фирма Интелин)

7.     Конструктор «Цветной круг» (фирма Интелин)

8.     Пластмассовый конструктор «Юный конструктор 2»

                        

                       Методическое обеспечение:

·        Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»: Программа и конспекты занятий. М: ТЦ Сфера,2005г.

·        Лиштван З.В. «Конструирование: пособие для воспитателей детского сада», М. Просвещение, 1981

·        Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

·        Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

·        Л.Г. Комарова «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)» – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

·        Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники». – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

·        Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с блоками Дьенеша и цветными палочками. ФГОС», Детство-пресс, 2015

·        Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников», библиотека программы Детство,

·        Санкт-Петербург, 2000

·        И.А.Лыкова  «Конструирование в детском саду», Издательский дом «Цветной мир», Москва 2017.

Видео