Занимательная математика

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

 

 

Содержание программы

 «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СПРАВОЧНОЕ БЮРО»

Как возникло слово «математика, как математика стала настоящей наукой, как люди научились считать, познакомить с первым математиком, показать фокусы. Что дала математика людям? Зачем ее изучать?

 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЧИСЕЛ»

Числа от 1 до 100. История чисел от 1 до 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты.

 «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в пространстве. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Задачи и головоломки со спичками. Решение занимательных задач со спичками.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Решение геометрических головоломок. 

«В МИРЕ ЛОГИКИ»

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов, на основе наблюдений найти способ решения магического квадрата; определять место каждого числа в определенной последовательности, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Знакомство с новым понятием «танграм». Изготовление наглядного математического материала. Конструирование по заданному образцу.

 «МИР ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

Задания на поиск недостающих частей, предметов, отличий.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи в стихах. Математические задачки-шутки. Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Нестандартные задачи.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Графическое моделирование связей между данными и искомым.

 

Цели программы

Формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности; формирование картины мира.

Результат программы

У обучающегося будут сформированы:

начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
начальные представления о математических способах познания мира;
проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми;
умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению.
Учащийся получит возможность для формирования:

учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей деятельности.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Учащийся научится:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
работать по предложенному педагогом плану;
выполнять самооценку своей работы на занятии;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
понимать и применять предложенные педагогом способы решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством педагога.
Познавательные УУД.

Учащийся научится:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в работе для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их.

Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь.

Учащийся получит возможность научиться:

критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Предметные результаты

Учащийся научится:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
обобщать, делать несложные выводы;
решать нестандартные и логические задачи;
выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных математических явлениях;
давать определения тем или иным математическим понятиям;
сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
строить геометрические фигуры.

Материально-техническая база

Комплекты карточек с числами

«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Набор «Геометрические тела».
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя

 

Стоимость

Внебюджет