"Мы исследователи"

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. .   Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков,  А.И.Савенков,  А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.  А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

преподаватели

Бовина Алла Николаевна-педагог первой квалификационной категории.

Содержание программы

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов. В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

1.     В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

2.     В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

3.     Опыты и эксперименты практически безопасны.

4.     В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, приближенные к реальной обстановке.

Цели программы

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Результат программы

Ø Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.

Ø Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

Ø Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Ø Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

Ø Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

Ø Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.

Ø Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

Ø Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств,  при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

Материально-техническая база

- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической

деятельности в группах;

- уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.

- библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;

- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности

- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

- коллекция детских дидактических игр.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и

т.д.

Дополнительное оборудование:

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения

сыпучих и мелких предметов.

Карточки - схемы проведения экспериментов.

Стоимость

Бюджет