"Волшебные клеточки"

На первом этапе школьного обучения дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программного материала и вызывает необходимость уже в ДОУ создать такую программу, целью которой является подготовка руки к письму, формирование элементарных графических навыков. Данная программа разработана с учетом данной цели и сочетает в себе и тренировку мелкой моторики пальцев, и решение задач умственного развития. Систематичность и регулярность – основные принципы, которые дают возможность приблизить детей к школьной деятельности максимально подготовленными по данной проблеме.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников, технология включает в себя ряд заданий, выполняемых на обычном листе в клетку, что создает условия для развития ориентировки в микропространстве, мелкой моторики и точных движений, тактильных ощущений.

преподаватели

Кустова Ирина Вячеславовна- педагог первой квалификационной категории.

Содержание программы

Программа направлена на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, что является важной задачей подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.

Формирование интереса к графическим упражнениям проходит в игровой деятельности: сначала перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и т.д. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.

Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

• Массаж кистей рук

• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

• Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, бусины, пуговицы, крупа, счетные палочки, конструктор и т.д.)

• Специальные упражнения для подготовки руки к письму

• Рисование пластилином, аппликация

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположения листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги. Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиям; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Цели программы

Подготовить детей дошкольного возраста к письму с помощью графических упражнений.

Результат программы

·        знать гигиенические правила письма;

·        уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме;

·        знать правильное расположение тетради и ручки при письме;

·        уметь правильно держать ручку, карандаш;

·        знать правила штриховки;

·        уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради;

·        знать правила работы с тетрадью;      

·        уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Особые условия проведения

Обучение очное, проводится в группе. Занятия начинаются в сентябре и заканчиваются в конце мая.

Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий: один раз в неделю по 25 мин.

Материально-техническая база

Групповое помещение оборудовано необходимыми пособиями и атрибутами для реализации Программы:

-Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»

-Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, демонстрационный и раздаточный (бумага и картон разной фактуры, пластилин, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки,проволока)

-Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена.

-Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.

-«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны)

- Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,

- Пошаговые схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.

- Пособия по сенсомоторике (вкладыши, шнуровки, клубки ниток и т.п.)

- Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.

- Тематические иллюстрации.

- Дидактические материалы (раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы)

Стоимость

Бюджет