"Юные инспекторы движения"

Актуальность программы обусловлена тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД. Воспитание навыков безопасного поведения на дороге и улице, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, повышение правовой, «транспортной» культуры.

Адаптация педагогического процесса к восприятию ребят 12-14 лет таким образом, чтобы процесс познания был ненасильственным, наиболее естественным для данного возраста (учет принципов природосообразности и гуманистической направленности). Образование строится в соответствии с природой ребенка, его психической конституцией, его способностями. Содержание программы должно быть безопасным, целесообразным, соразмерным. Осуществление данного принципа дает возможность совместно с педагогом построить «индивидуальные маршруты» каждому обучающемуся школы. Это в свою очередь откроет очевидные плюсы: психическое здоровье, отсутствие комплексов, глубокие и прочные знания и умения в соответствии с интересами, запросами личности.

преподаватели

Педагог дополнительного образования - руководитель отряда «Юные инспекторы движения» - должен соответствовать требованиям единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»); должностной инструкции педагога дополнительного образования МОУ «Лотошинская СОШ №1»; владеть ИКТ-компетенциями; обладать знаниями о правилах и нормах охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; владеть методами организации экскурсий, эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка; уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

В 2020 – 2021 учебном году дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Юные инспектора движения» реализуют педагоги:

Нечаева Ирина Александровна и Смольянинова Мария Мвановна.

Содержание программы

Вводное занятие. Инструктаж – 2 часа

Тема 1. Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Знакомство с программой обучения.

 

Тема 1.1. Поселок, в котором мы живем. Моя дорога до школы.

 

Тема 1.2. Улица и её составляющие. Дорога и её составляющие.

 

Тема 1.3. Перекресток. Виды перекрестка. Безопасный путь в школу.

 

Раздел 2. История появления автомобиля и ПДД – 4 часа

Тема 2.1.История появления автомобиля. Виды автомобилей.

 

Тема 2.2.История появления ПДД. Практическое использование ПДД.

 

Раздел 3. Какой бывает транспорт, кого называют водителем, пассажиром, пешеходом – 4 часа

Тема 3.1. Какой бывает транспорт. Виды транспорта.

 

Тема 3.2.Кого называют водителем? Я пассажир, пешеход.

 

Раздел 4. Наш друг светофор – 4 часа

Тема 4.1.Наш друг светофор. Правила перехода улицы по светофору.

Тема 4.2.Виды светофоров.

 

Раздел 5. Знакомство с дорожными знаками – 10 часов

Тема 5.1.Знакомство с дорожными знаками. Виды дорожных знаков. Дорожные знаки у школы.

Тема 5.2.Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Разрешающие знаки. Игра «Дорожные знаки, город и ты!».

 

Тема 5.3.Предписывающие знаки. Изготовление предписывающих знаков.

 

Тема 5.4.Знаки приоритета. Знаки сервиса. Знаки особых предписаний. Информационные знаки.

 

Формы контроля: Устный опрос. Тест, зачет.

Тема 5.5.Знаки дополнительной информации. Игра «Дорожные знаки».

 

Раздел 6. Общие правила перехода дорог. Обязанности пешеходов, пешеходные переходы

Тема 6.1.Общие правила перехода дороги. Безопасность перехода дороги.

Тема 6.2.Обязанности пешеходов.

 

Тема 6.3.Пешеходные переходы.

 

Тема 6.4.Пешеходные переходы.

 

Раздел 7. Правила движения на велосипеде Устройство велосипеда. Фигурное вождение

Тема 7.1.Велосипед. Устройство велосипеда.

2 модуль (32 часа)

01.01.2020 – 30.05.2020

Тема 7.2. Правила движения на велосипеде. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Технические требования, предъявляемые к велосипеду.

 

Тема 7.3. Фигурное вождение на велосипеде.

 

Тема 7.4. Фигурное вождение на велосипеде.

 

Раздел 8. Дорожная разметка и ее предназначение. Виды разметки

Тема 8.1. Проезжая часть. Современные средства передвижения.

 

Тема 8.2. Дорожная разметка и ее предназначение. Виды разметки.

 

Раздел 9. Уроки Айболита

Тема 9.1. Алгоритм оказания помощи при дорожно-транспортном происшествии. Иммобилизация, транспортировка пострадавшего.

 

Тема 9.2. Раны и кровотечения. Травмы.

 

Тема 9.3. Виды повязок. Практические занятия по оказанию первой доврачебной помощи.

 

Тема 9.4. Практические занятия по оказанию первой доврачебной помощи.

 

Раздел 10. Развитие внимания, зрительной памяти, координации и реакции

Тема 10.1. Развитие внимания зрительной памяти. Игра «Телефонограмма по цепочке».

 

Тема 10.2. Развитие внимания зрительной памяти. «Кто больше запомнит», «Подарки».

Тема 10.3. Развитие координации. «Цыплята и коршун».

 

Тема 10.4. Развитие реакции. «По команде выполняй».

 

Раздел 11. Пропаганда среди населения соблюдения ПДД

Тема 11.1. ГИБДД в Лотошинском районе. Внеклассное мероприятие «Знатоки ПДД». Конкурс компьютерной графики по ПДД «Я рисую жизнь»..

Тема 11.2. Кто следит за соблюдением ПДД? Памятка пассажиру. Открытое мероприятие «Красный, жёлтый, зелёный». Выступление в классах начальной школы.

 

Раздел 12. Посвящение в юные инспектора движения. Соревнование «Безопасное колесо»

Тема 12.1. Праздничная программа «Посвящение в юные инспекторы дорожного движения». Соревнование «Безопасное колесо».

 

Цели программы

Цель программы: Воспитание навыков безопасного поведения на дороге и улице, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, повышение правовой, «транспортной» культуры.

Результат программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

·оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

·объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

·в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

·осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

·определять цель деятельности;

·учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

·устанавливать причинно-следственные связи;

·вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

·навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

·добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

·перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

·оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

·высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·задавать вопросы

Предметные результаты

·    формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения.

·    овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

·      умение работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

·      умение работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;

·      умение читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

·      умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

·      умение управлять велосипедом.

·      навыки дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

·      навыки взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

·      навыки участия в конкурсах, соревнованиях.

·      навыки активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Особые условия проведения

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Активное участие детей и подростков в конкурсно-соревновательных мероприятиях, которые позволяют им продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы, заинтересованность участников в дальнейшем изучении, соблюдении и пропаганде Правил дорожного движения.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

·      аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;

·      организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

·      проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

·      организация игр-тренингов;

·      участие в смотре-конкурсе по соблюдению и пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

·      участие в проведении акций по ПДД.

Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие определённой материально-технической базы:

• помещение для занятий (должно проветриваться и иметь хорошее освещение)

• столы и стулья

• классная доска

• компьютеры, принтер, сканер

• настенный экран, проектор

• цифровой фотоаппарат

• видеокамера

• канцелярские принадлежности.

Информационное обеспечение

• плакаты с правилами ПДД;

• справочники, словари;

• интернет источники.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие определённой материально-технической базы:

• помещение для занятий (должно проветриваться и иметь хорошее освещение)

• столы и стулья

• классная доска

• компьютеры, принтер, сканер

• настенный экран, проектор

• цифровой фотоаппарат

• видеокамера

• канцелярские принадлежности.