Решение нестандартных задач по информатике

Курс рассчитан на учеников 9 класса (1 ч. в неделю, 30 ч. в год). Изучение курса ориентировано на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий, для подготовки к олимпиадам, даёт углубленное представление о математическом аппарате, используемом в информатике. Настоящая рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Математические основы информатики», Андреевой Е.В. и архива заданий Открытой олимпиады школьников по информационным технологиям и по информатике и программированию «Санкт-Петербургского Национального Исследовательского Университета Информационных Технологий, Механики и Оптики» (http://olymp.ifmo.ru/). Изучение информатики в 9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

·   формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

· совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

· воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

преподаватели

Павлова Наталья Николаевна

Содержание программы

Раздел 1. Информация

Тема 1.1 . Измерение информации. Содержательный подход.

Информация. Язык как способ представления информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.Суть содержательного подхода. Бит информации. Количество информации. Вероятность. Логарифм. Показательное уравнение. Число равновероятных событий. Перевод единиц измерения информации. Расчёт количества информации. Вычисление количества информации, числа равновероятных событий.

Тема 1.2. Алфавитный подход. Кодирование символов.

Суть алфавитного подхода. Бит информации. Количество информации. Мощность. Количество символов в сообщении. Объём информации. Кодирование. Таблицы кодирования символов. Стандарт UNICODE. Кодирование символов кирилицы. Стандарт КОИ-8. Вычисление объёма информации, количества символов в сообщении, мощности алфавита, количества символов. Определение размера сообщения, объёма памяти, количества удалённых символов.

Тема 1.3. Кодирование и декодирование информации.

Кодирование информации. Способы кодирования информации. Шифрование: шифры замены, шифры перестановки, шифр Цезаря, шифр Виженера. Код. Неравномерность кода. Флажковая азбука. Азбука Морзе. Двоичное кодирование. Декодирование информации. Кодирование информации с помощью азбуки Морзе, шифра замены, шифра перестановки, шифра Цезаря, шифра Виженера.  Декодирование информации с помощью азбуки Морзе, шифра замены, шифра перестановки, шифра Цезаря, шифра Виженера

Тема 1.4. Скорость и передача информации. Зачётная работа по теме: «Информация».

Процесс передачи информации, источник и приёмник информации, сигнал, скорость передачи информации. Нахождение скорости передачи информации, времени передачи, объёма передаваемой информации. Контрольная работа из 7 заданий, по одной задаче из каждой темы.

Раздел 2. Системы счисления

Тема 2.1. Подсчёт количества цифр в записи числа с заданным основанием

Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую систему счисления и наоборот. Алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и наоборот. Подсчёт количества цифр в записи числа с заданным основанием. Решение олимпиадных задач.

Тема 2.2. Поиск чисел и оснований систем счисления, в которых запись числа оканчивается на заданное число.

Алгоритм поиска чисел, оканчивающихся в определённой системе счисления на заданное число. Поиск чисел, оканчивающихся в определённой системе счисления на заданное число. Решение олимпиадных задач.

Тема 2.3. Поиск слова и основания системы счисления для выполнения равенства.

Алгоритм Поиск слова на заданном месте от начала списка. Алгоритм поиска основания системы счисления для выполнения равенства. Поиск слова на заданном месте от начала списка. Поиск основания системы счисления для выполнения равенства. Решение олимпиадных задач.

Тема 2.4. Вычисление значения выражения. Зачётная работа по теме: «Системы счисления».

Алгоритм Вычисление значения выражения. Решение олимпиадных задач. Контрольная работа из 7 заданий, по одной задаче из каждой темы.

Раздел 3. Алгоритмы и исполнители

Тема 3.1. Алгоритм, заданный и записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки чисел.

Алгоритмы, свойства, способы записи. Исполнитель. Формальное исполнение алгоритма. Эффективные алгоритмы. Естественный язык. Составление алгоритма на естественном языке. Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке. Решение задач на обработку цепочки чисел.

Тема 3.2. Алгоритм, обрабатывающий цепочки символов, списки, кон­крет­но­го исполнителя с фик­си­ро­ван­ным набором команд.

Алгоритм. Исполнитель. Эффективные алгоритмы. Исполнители. Черепашка. Робот. Чертёжник. Муравей. Кузнечик. Решение задач на обработку цепочки символов или списков. Решение задач в исполнителях: Черепашка, Робот, Чертёжник, Муравей, Кузнечик.

Тема 3.3. Исполнение алгоритма в виде блок-схемы. Ли­ней­ный алгоритм на ал­го­рит­ми­че­ском языке.

Блок-схемы. Алгоритмический язык. Алгоритмические конструкции. Эффективные алгоритмы. Составление алгоритма на естественном языке и языке блок-схем. Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке и языке блок-схем. Запись и чтение алгоритма на алгоритмическом языке.

Тема 3.4. Про­стой линейный и  циклический алгоритм, для фор­маль­но­го исполнителя за­пи­сан­ный на ал­го­рит­ми­че­ском языке.

Исполнители: Квадратор, Делитель, Вычислитель, Удвоитель, Умножатель, Программист. Цикл. Цикл с параметром. Параметр цикла. Запись цикла на алгоритмическом языке. Счётчики по сумме и по количеству. Начальное значение. Составление алгоритма получения из данного числа указанного числа, за определенное количество команд в разных исполнителях. Решение задач на нахождение суммы и количества чисел.

 

 

 

 

 

 

Цели программы

•     освоение знаний о системах счисления, ознакомление с основами логики алгоритмизации и программирования; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

Результат программы

По окончании курса учащиеся должны:

уметь находить, анализировать и перерабатывать информацию;
понимать алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, в виде блок-схемы, на языке программирования, овладеть алгоритмами решения задач;
научиться планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, оценивать полученные результаты;
развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения.
Учащиеся должны знать:

Þ      существующие подходы к измерению информации;

Þ      основные принципы кодирования и декодирования информации;

Þ      процесс передачи данных;

Þ      понятия: алфавит, основание системы счисления;

Þ      алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

Þ      алгоритм выполнения арифметических действий в различных системах счисления;

Þ      алгоритмы решения задач на: поиск основания системы счисления, поиск цифр в числе, поиск слова на заданном месте от начала списка;

Þ      способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

Þ      исполнитель, формальное исполнение алгоритма;

Þ      основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

Þ      назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов;

Þ      определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

Þ      анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

Þ             определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

Þ      сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи;

Þ      назначение языков программирования и систем программирования;

Þ      правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

Þ      как реализуются основные алгоритмические конструкции на языке программирования;

Þ      последовательность выполнения программы в системе программирования;

Þ      анализировать готовые программы;

Þ      определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

Þ      выделять этапы решения задачи на компьютере;

Þ      как осуществляется сортировка массива;

Þ      основные понятия логики;

Þ      что такое логическая величина, логическое выражение;

Þ       что такое логические операции, как они выполняются

Þ      основные логические операции, законы логики;

Þ      иметь представление о таблице истинности;

Þ      иметь представление о диаграммах Эйлера-Венна;

Þ      что такое модель, какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Þ      что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

Þ       что такое реляционная база данных, ее элементы; типы и форматы полей;

Þ       структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

Þ       что такое электронная таблица и табличный процессор;

Þ       основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

Материально-техническая база

ПК (процессор Intel ® Pentium® , 2.9 GHz, оперативная память 4 Гб жесткий диск 456 Гбайт, клавиатура, мышь).
9
МФУ
1
Колонки
1
Интерактивная доска
1