Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный
процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства.
Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного
искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного
развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация
помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь
доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать
процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация
может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения
мышления, развития творческого потенциала.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при
создании анимационных фильмов, а также использовать в работе
интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную,
игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательноисследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение
художественной литературы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с
учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего
дошкольного возраста.
Цель программы:
- Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой
активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм
является не целью, а лишь средством развития).
Задачи
Образовательные:
− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
− формировать художественные навыки и умения;
− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
− развивать творческое мышление и воображение;
− развивать детское экспериментирование, поощряя действия по
преобразованию объектов;
− способствовать проявлению индивидуальных интересов и
потребностей;
− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми
деятельности.
Воспитательные:
− воспитывать чувство коллективизма;
− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений
посредством анимационной деятельности;
− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду
сверстников и его результатам;
− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:
- видеокамера с функцией покадровой съемки;
- штатив, на который крепится видеокамера;
- настольная лампа;
- компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж
осуществлялся в программе Zu3D);
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления
мультфильма);
- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи
голоса (звуковое решение мультфильма);
- художественные и иные материалы для создания изображений
(бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и
другие).
- диски для записи и хранения материалов;
- устройство для просмотра мультипликационных фильмов:
DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.
Процесс создания мультфильма в стенах дошкольного учреждения
(последовательность действий)
1. Подбор материала для сценария. Можно взять авторское
произведение родителей на основе конкурсного отбора.
2. Выбор анимационной техники.
3. Изготовление фонов и персонажей. Используется масса для лепки
или пластилин, конструктор ЛЕГО, бросовый материал (бусины, бантики и
т.д.), или готовые куклы. Фон для новичков лучше брать неподвижный. А
затем он может и панорамно двигаться – горизонтально или вертикально. В
этом случае персонаж идет, бежит, прыгает, ныряет на одном месте.
4. Съемка анимационного фильма.
5. Звуковое оформление, или «озвучивание». Основное средство
выражения мыслей и чувств – звучащее слово, – вступая во взаимодействие c
изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном, художественном
плане. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно
читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но новичкам для
начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
6. Монтаж фильма (верстка). В работе с дошкольниками эта функция
решается педагогом. Перенести отснятые фотографии на компьютер.
Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в
программе для вёрстки и монтировать фильм.