Бисероплетение

Дети учатся самостоятельно изготавливать различные поделки, приобщаются к творчеству, учатся вносить собственные коррективы в конструкцию и дизайн предлагаемых образцов изделий, изготавливать игрушки собственной конструкции.

Педагоги

Рудыко Марина Борисовна, педагог дополнительного образования МАОУ "Лицей № 15"

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие  (1ч.)

Теория: знакомство с историей возникновения и развития искусства бисероплетения, рассказ о содержании обучения, демонстрация образцов, знакомство с материалами и инструментами для занятий. Инструктаж по технике безопасности и гигиене зрения. Организация рабочего места и правила поведения в кабинете.

Практика: начальный мониторинг, обучение низанию бисера на проволоку.

Раздел 2. Параллельное плетение на проволоке (15 ч.)

Теория: знакомство с техникой параллельного плетения на проволоку, обучение использованию схем, технологических карт плетения при изготовлении игрушек на проволоке. Ознакомление с теорией цветоведения . Дать понятия: хроматические – ахроматические цвета, светлота и насыщенность цвета, гармония родственных и контрастных цветов.

Практика: изготовление поделок: «бабочка», «ящерица», «стрекоза», «яблоко», «лошадка» и др.; задания более лёгкие – «морковка», «чайка, «маленькая рыбка».

Раздел 3. Плетение осенних деревьев (8ч.)

Теория: ознакомление с техникой безопасности при работе с проволокой, строительными растворами (гипс, алебастра и др.)                                                                                                                  Практика: изготовление деревьев: «Берёзка», «Рябина»      

 Раздел 4. Мастерская Деда Мороза (9ч)

Теория: продолжение знакомства с техникой параллельного плетения на проволоку,  использование схем плетения при изготовлении новогодних игрушек на проволоке. Знакомство с новым материалом – «Жемчужные бусины», «Рис», «Стеклярус».     Подведение итогов обучения за год, ознакомление с задачами обучения на второй год.

Практика: Изготовление новогодних игрушек: «ёлочка», «снежинки», «дед мороз», «снегурочка», «снеговик».  

  Раздел 5. Объёмное плетение на проволоке (двухслойное, петельное)  (8ч)

Теория: обучение новым видам плетения – двухслойному, объёмному, петельному. Знакомство с новым материалом – «рубка».

Практика: изготовление игрушек «паук», «змея», «крокодил», «черепаха», «дерево рябины»

Раздел 6. Изготовление подарков к праздникам (15ч)     

Теория: ознакомление с историей возникновения праздников, народными традициями, закрепление всех полученных теоретических знаний о бисероплетении.

Практика: изготовление поделок – «самолёт», «гвоздика»,  «ангелочек», «подснежник», «мимоза», «сердечко». Закрепление практических навыков работы с проволокой, бисером, бусинами, рубкой, стеклярусом.

Раздел 7. Пасхальные мотивы (9ч.)

 Теория: Закрепить интерес детей к искусству бисероплетения. Поддержать успех детей. Вызвать чувство восторга от бисерных украшений, созданных своими руками.

Практика: Изготовление поделок – «пасхальное панно», «плетение веточки вербы»,        «оплетение яйца». Закрепление практических навыков работы с проволокой, бисером, бусинами, рубкой.

Раздел 8. Низание на одну иглу  (7ч.)

Теория: ознакомление с техникой безопасности при работе с иглой, обучение технологии низания иглой на нить (мононить) способом «бугорки», «крестик», «зигзаг». Знакомство с женским украшением – «браслет», «бусы», «ожерелье», «колье». Ознакомление с понятиями теории композиции: ритм, симметрия, повторение знаний о цветовых сочетаниях. Знакомство с новым материалом – «бусина».

Практика: зарисовывание узора низания с использованием шаблона, изготовление простых браслетов, ожерелий. Ознакомление с технологическими этапами изготовления женского украшения – «начало, фиксирование первой бисерины», «основная работа», «окончание работы, изготовление застёжки, фиксирование нити».

Цели программы

Цель программы: развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.

Задачи программы:

Обучающие: формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром труда взрослых.
Развивающие: развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений.
Воспитывающие: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Результат программы

Прогнозируемые результаты. 

Учащиеся должны знать: различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания              («бисер», «бусина», «рубка», «стеклярус», «проволока», «иголка», «нитки», «фиксирование» и др.); основные приемы низания: «параллельное плетение», «бугорки», «крестик», «зигзаг»; основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);  основы композиции («ритм», «симметрия»); некоторые сведения из истории развития бисероплетения; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях; 


Обучающиеся должны уметь: подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения; самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку); применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.; применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.; подготовить рабочее место. 

У детей должно быть воспитано: аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно; желание делать подарки близким людям; эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей; желание понимать правила и технику плетения. 

Особые условия проведения

Адресат программы - В реализации данной образовательной программы участвуют дети      8— 14 лет.

 Срок реализации программы - 1 год

 Объем учебных часов  - 72 ч.

 Форма обучения–очная форма.

Формы организации детей на занятии: групповая.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Наполняемость группы – 15 человек соответственно.

Материально-техническая база

Оснащение кабинета необходимым методическим материалом: 

1.      Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных; 

2.      Технологические карты демонстрационные, раздаточные; 

3.      Коллекция образцов; 

4.      Библиотека литературы по бисероплетению;