Ментальная арифметика

Программа дополнительного образования "Ментальная арифметика"направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей.Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого
полушарий мозга. Реализация данной предполагает систему разработанных комплексных занятий, использованием разнообразных форм, методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных. Занятия по программе помогают развивать скорость и качество мышления. Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей. Начиная с 6-ти летнего возраста, ребенок, познакомившись с цифрамиот 1 до 10, начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребѐнок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем постепенно ослабляется привязка ребѐнка к счѐтам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счѐтами). Таким образом,первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счѐтах. В это же время они учатся представлять счѐты в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счѐтах (сначала настоящих, потом
воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребѐнка.
Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное
мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать.Немаловажный фактор эффективности программы в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением. Ребѐнок быстро получает ответ, видит непосредственный результат, всѐ это создает ощущение широких возможностей и уверенность
в себе. Дошкольник становится менее зависимым от педагога.
Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:
1 Вследствие развития воображения и интуиции, научиться мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.
2 Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка и находчивость поможет чувствовать себя уверенно в условия современной жизни.
3 Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.

 

Педагоги

Писарева Наталья Николаевна

Содержание программы

Данная программа отражает систему годового обучения, включая в себя цели и задачи, также тематический план для реализации данного года. Исходя из мало комплектности групп программа базируется на принципе индивидуализации обучения и развития ребенка. Продолжительность занятий – 2 академических часа, 1 раз в неделю. В которые входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями. Обучение происходит в несколько этапов: на первом этапе обучения используются механические счѐты Абакус, далее детей учат воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение. Учитывается деятельностный подход в обучении ментальной арифметике. Детям дошкольного возраста интереснее и понятнее те занятия, которые даются не в словестно- теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятия превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.
Структура занятия :
Разминка
10 минут
Работа на абакусе
10 минут
Теоретический блок
15 минут

фикультминутка  10 минут
Счет на абакусе
15 минут
Игра в соответствии с темой урока
10 минут
Работа с флешкартами
10 минут
Задания на внимание
5 минут
Ментальный счет
10 минут

Цели программы

Цель программы: развитие основных познавательных процессов
(мышление, память, внимание, воображение), образующих интегральное
качество личности.

Результат программы

Ожидаемые результаты :
Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
Ребенок познакомился со счетами (абак), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
Освоил прием ментального счета.
Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди. Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр).
Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии.
Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 и больше, знак «+„, “-„)
Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально (“+», "-«):
цепочка однозначных чисел; цепочка двухзначных чисел; цепочка
трѐхзначных чисел; цепочка четырѐхзначных чисел.

Имеет достаточную скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: на счѐтах «Абакус», при ментальном счете (скорость, кол-во чисел).
С легкостью и увлечѐнностью выполняет упражнения на развитие логического мышления,упражнения на глазодвигательную реакцию.
Проходит активное и взаимоувлеченное взаимодействие с семьей, повышенная вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создание комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день).
Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр).

Особые условия проведения

Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На занятиях необходим пенал с цветными карандашами и папка для тетрадей.