«Берёзка»

Занятия предполагают освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений. Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально – поэтическом языке, его образно- смысловом строе, развивает вокально-хоровые данные детей.

Одним из важных свойств музыкального искусства является то, что оно обращено к чувствам человека, его мыслям и сознанию.

Педагоги

Руднева Наталия Алексеевна, учитель музыки б/к

Содержание программы

Детский фольклор ставит определенные задачи: воспитывать у ребенка гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине; прививать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества); воспитывать уважительное отношение к культуре других народов; формировать бережное отношение к природе. Приобщение к художественным, духовным, культурным, нравственным и воспитательным ценностям происходит в процессе ознакомления с образцами устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок).

"Поэзия пестования" связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними. Колыбельная песня Пестушки. Потешки. Прибаутки.Докучные сказки

Бытовой фольклор Детские народные песни. Заклички и приговорки. Детская обрядовая поэзия.Прозвища и дразнилки.Детские сказки.Страшилки.

Потешный фольклор.Словесные игры..Молчанка. Голосянка. Поддевки. Сечки Небылицы- перевертыши.Загадки

Игровой фольклор Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста. Формальные ролевые игры с игровыми припевами. Формальные ролевые игры с приговорками. Игры – импровизации. Жеребьёвые сговорки.

Народный кукольный театр. На веселой ярмарке. Скоморошество Кукольный театр Петрушки. Вертеп.

Цели программы

Цель: формирование духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора приобщение детей к культурным ценностям, знакомство с традиционными народными праздниками, развитие творческих способностей детей, нравственное становление личности.

Результат программы

 

В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:

· Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;

· Особенности традиционных календарных праздников;

· Основные жанры фольклора, в том числе детского;

Уметь:

· Играть в народные игры;

· Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Особые условия проведения

Дети, обладающие музыкальным слухом, чувством ритма

Материально-техническая база

Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально – техническая база:

· Музыкальные инструменты (фортепиано, баян, шумовые и ударные инструменты: ложки, трещотки, бубны, свистульки, колокольчики).

· Различные материалы: ткани для пошива кукол и костюмов, нитки, бисер, соль, мука для изготовления из соленого теста и другое.

· Аппаратура: магнитофон, фотоаппарат, диски, аудиокассеты, микрофоны.

· Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям, мебель, зеркала.

· Костюмы, декорации.

Организация концертной деятельности и воспитательной работы будет облегчена, если педагог сможет привлекать родителей учащихся. Пошив костюмов, отчетные концерты, поездки с выступлениями – все это можно проводить в тесном контакте с родителями.

· Музыкальный репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников. Песни с хореографическими движениями или театральным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем или же актерской игрой.

Кадровое обеспечение: руководитель кружка.

 

Список литературы

 

1. Алдошина Л. И. Проведение фольклорных праздников в школе. Педагогическое общество России. – М., 2005.- 128 с.

2. Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика)

3. Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 160 с., ил.

4. Куприянова Л. Л., Шамина., Л. В. Музыкальный фольклор. Министерство образования Российской Федерации, 1992.-15с.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном – Пресс, 2000. – 88 с.

6. Панкеев И. А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.

7. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. – Волгоград, Учитель, 2008.

8. Челышева Т. В., Спутник учителя музыки.- М. «Просвещение», 1993.

9. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988

10. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звокое чудо – частушка. – М.,

«Советский композитор», 1989.

11. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль, «Академия развития», 1998.

12. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993.

13. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития», 2003.

15. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия развития», 2008.

Список литературы для детей

 

1. Гульянц Е. В.: Музыкальная азбука для детей. – М., «Аквариум», 1997.

2. Кудлаева Н.: Альманах. – Тюмень, 1992.

3. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988

4. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звонкое чудо – частушка. – М.,

"Советский композитор«, 1989.

5. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль, «Академия развития», 1998.

6. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993.

7. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития», 2003.

8. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия развития», 2008.

9. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Весна и лето.– Волгоград, Учитель, 2008.

10. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Зима и осень.– Волгоград, Учитель, 2008.

 

Тексты для инсценировки.