Плавание

Плавание является жизненно необходимым навыком, интересным и полезным для здоровья видом спорта. Занятия плаванием содействуют всестороннему физическому развитию, закаливанию и оздоровлению детей, повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, обладают гигиеническим эффектом. Регулярные тренировки воспитывают волю, смелость, трудолюбие, целеустремленность и дисциплину. Многолетние занятия плаванием формируют нравственно-волевые качества личности, идейные взгляды и позиции, необходимые не только в спорте, но и в жизни.

Данная программа является общеразвивающей, рассчитана на 1 год обучения, является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы. По содержанию программа – физкультурно-спортивная; по функциональному предназначению – учебно-познавательная, общеразвивающая; по форме организации – групповая; рассчитана на 36 часов; продолжительность одного занятия – 45 минут (один академический час); возраст обучающихся детей – 7-12 лет. Учебно – тренировочный процесс начинается в малой ванне плавательного бассейна (в период сентябрь – декабрь включительно) и заканчивается в большой ванне (январь – май).

Актуальность программы обусловлена тем, что привлечение детей к занятиям плавания благотворно влияют на развитие дыхательной системы, оказывают профилактические и лечебные средства различных нарушений в осанке, тугоподвижности суставов и различных последствий полиомиелита. Большая динамическая работа ног при плавании в безопорном положении оказывает укрепляющее воздействие на формирование стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием.

преподаватели

Прилепский Сергей Владимирович

Содержание программы

Теоретическая подготовка.

Теоретическая подготовка в спортивно – оздоровительных группах проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов, дискуссий в начале занятия или в форме объяснений во время отдыха. Весь материал излагается в доступной форме и соответствует возрасту обучающихся.

Практическая подготовка.

Практическая подготовка в спортивно – оздоровительных группах это общефизическая и специальная подготовка юного спортсмена.

Общефизическая подготовка (ОФП) – строевые упражнения, команды для управления группой, гимнастические упражнения, подвижные игры в воде. Упражнения выполняются с предметом (плавательная доска, скакалка) и без предметов. Все упражнения выполняются «сверху в низ» (мышцы рук и плечевого пояса, мышцы туловища, мышцы ног и таза).

Гимнастические упражнения – группировки (сидя, лежа), перекаты (вправо, влево, назад), кувырок в перед, что служит подводящим упражнением для поворотов в воде.

Специально физическая подготовка (СФП) начинается с ознакомления обучающихся со свойствами воды (передвижение в воде; передвижение по бассейну; действия с предметами; погружение в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой; погружение с головой, задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием «пузырей», дуть на воду, лежание на животе на спине «звездочка», скольжение на животе).

Игры для ознакомления со свойствами воды – «змейка», «паровозик», «невод», «каждый по своей дорожке», «пятнашки», «пятнашки парами», «карусель», «рыбий хвост», «свободное место», "караси и щука«.

Игры для приобретения навыков погружения в воду – «пружинка», «насос», «переправа», «тишина», «мячик», «дельфин», «рыбалов», "пятнашки с мячом«.

Упражнения и игры для развития кистей – «сорока», «ладушки», «дать – дать», «тук-тук», «махи», «гладим», «собачки», «вертушки», «щелчки», «рояль», «бинокль», «ветерок», «лодочка», «улитка», "фонарик«.

Игры для овладения навыком скольжения – «поплавок», «звездочка», «стрела», «торпеда», «тоннель», «буксир», «кто дальше», «катера», игры-эстафеты.

Объем соревновательной деятельности для спортивно – оздоровительных групп не предусмотрен, но для накопления соревновательного опята в программу включены спортивно – игровые мероприятия на воде и на суше, так же предусмотрены праздничные мероприятия посвященные празднованию «Нового года», "Посвящение в юные пловцы".

Методы обучения.

Наглядный метод – создают четкое представление об изучаемом предмете. Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений (для этого необходим хороший демонстратор, лучше всего сверстник, в совершенстве владеющий этими движениями или действиями), а также показа фотографий, рисунков, плакатов, игрушек и т. д.

Словесные метод – включают объяснения, рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, подсчет, анализ (для старшего дошкольного возраста). В работе с обучающимися словесные методы должны быть доходчивыми, доступными для понимания.

Метод упражнения предусматривает многократное выполнение движений с контролем за дозировкой, темпом, интервалами отдыха, что в целом (учитывая и сложность упражнения) составляет физическую нагрузку.

Метод изучения движения по частям предусматривает освоение отдельных элементов техники – движений ногами, руками, дыхания, их последовательное согласование в данном способе плавания. Качество изучения элементов может быть проверено только при плавании в полной координации.

Игровой метод в последние годы стал предметом пристального внимания исследователей, поскольку за счет введения игровых элементов он придает занятиям привлекательную, эмоциональную форму.

Средства обучения.

К основным средствам обучения относятся следующие группы физических упражнений:

общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше.

Подготовительные упражнения для освоения с водой.

Учебные прыжки в воду и упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.

Игры и развлечения на воде.

Они бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.

Цели программы

Создание оптимальных условий на занятиях плаванием для детей 7-12 лет.

Результат программы

1. Формирование устойчивого интереса к занятиям плавание.

2. Формирование широкого круга двигательных умений и навыков.

3. Освоение основ техники плавания кроль на груди, кроль на спине, брасс.

4. Укрепление здоровья.

5. Отбор талантливых в спортивном отношении детей на основе двигательной одаренности и морфологических критериев.

Особые условия проведения

К занятиям по плаванию допускаются дети школьного возраста, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья после прохождения медицинского осмотра.
Задача медицинского контроля – оценка функционального состояния обучающегося.

На каждого обучающегося заполняется медицинская карта установленного образца, которая хранится в медицинском кабинете.

Медицинский контроль в спортивно – оздоровительной группе проходит в 3 этапа:

1 этап – «допуск», на начало учебного года, когда для зачисления в спортивно – оздоровительную группу ребенку выдается медицинская справка – допуск с разрешение врачебно – физкультурного диспансера для занятий плаванием;

II этап – «контроль», повторное медицинское обследование обучающийся проходит в январе текущего учебного года, и в личной карте спортсмена врач врачебно – физкультурного диспансера делает соответствующие отметки;

III- этап – «итоговый», обследование обучающийся проходит в мае текущего учебного года, и в личной карте спортсмена врач врачебно – физкультурного диспансера делает соответствующие отметки.

Медицинский контроль за обучающимися осуществляется медицинским работником школы, а при его отсутствии – кабинетом врачебного контроля территориальной поликлиники.

Материально-техническая база

Бассейн

Доски для плавания, доска информационная, мячи маленькие надувные, мячи средние надувные, мячи большие надувные, скамейки гимнастические, калабашки (поплавки-вставки для ног), лопатки для плавания, жгуты (длина не менее 80 см.), гимнастические коврики, маты, секундомер