Кружок «Физика в технике», группа Котовой Ф.Т.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению физики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

преподаватели

 

Кадровое обеспечение:

Программу реализует учитель физики Котова Ф.Т.

Содержание программы

Научные методы познания

Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, эксперимент.

Методы теоретического познания: измерения, сравнения, анализ явлений, синтезирование (обобщение) фактов, установление причинно-следственных связей. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин.

Демонстрации:

Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления.
Различные измерительные приборы.
Лабораторные работы:

Определение цены деления различных измерительных приборов.

Учимся изготовлять простейшие приборы и модели

Измерительные приборы. Цена деления измерительного прибора.

Демонстрации:

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.
Мерный цилиндр (мензурка).
Измерение углов при помощи транспортира.
Ориентация на местности при помощи компаса.
Измерение площадей различных фигур.
Измерение пульса, давления.
Лабораторные работы:

Изготовление масштабной линейки длиной 1 метр из плотной бумаги с делениями на дециметры, причём первый дециметр разделить на сантиметры и миллиметры.
Изготовление кубического сантиметра из мела, глины, дерева, резины или другого материала.
Изготовление и градуирование мензурки.

Учимся измерять

Цена деления измерительного прибора. Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность.

Демонстрации:

1. Измерение масштабной линейкой длины карандаша.

Лабораторные работы:

Измерение объёма тела правильной формы (детского кубика, коробки, карандаша).
Определение вместимости сосудов различной ёмкости ( флакона из-под шампуня, кастрюли, вазы ).
Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы ( картофелины, гайки, пластмассовой игрушки).
Лабораторная работа "Измерение толщины тетрадного листа".

Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления

Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы. Взаимодействие молекул. Диффузия.

Демонстрации:

Модели кристаллических решёток различных химических веществ.
Модель броуновского движения.
Демонстрация явления смачивания.
Лабораторные работы:

Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода.
Выяснение условий протекания диффузии.
Определение времени прохождения диффузии.

Учимся устанавливать зависимости

Механическое движение и его характеристики. Виды движения. Траектория и путь. Система отсчёта. Взаимодействие тел. Масса. Плотность.

Демонстрации:

Принцип действия отвеса.
Определение массы тела с помощью рычажных весов.
Лабораторные работы:

Определение скорости равномерного движения.
Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.
Определение плотности предметов домашнего обихода.
Определение плотности воды, растительного масла, молока.

Выявляем закономерности

Вес тела. Сила трения. Сила тяжести. Действие на тело нескольких сил.

Демонстрации:

Динамометр. Измерение силы с помощью динамометра.
Лабораторные работы:

Обнаружение и измерение веса тела.
Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Занимательные опыты по физике

Методика проведения опытов в домашних условиях. Анкетирование учащихся "Насколько понравилось вам работать в кружке?"

Демонстрации: занимательные опыты, опыты в домашних условиях

 

Формы организации учебных занятий:

· Беседа;

· Практикум;

· Вечера физики;

· Экскурсии;

· Выпуск стенгазет;

· Проектная работа;

· Школьная олимпиада;

 

Основные виды учебной деятельности:

· Решение разных типов задач;

· Занимательные опыты по разным разделам физики;

· Применение ИКТ;

· Занимательные экскурсии в область истории физики;

· Применение физики в практической жизни;

· Наблюдения за звездным небом и явлениями природы;

Цели программы

 

- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;

- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ;

- подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Результат программы

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты освоения курса отражают:

· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты освоения курса отражают:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· смысловое чтение;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения курса с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Занимательная физика», должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.

 

Особые условия проведения

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

1. Периферийные устройства: сканер, принтер, проектор, локальная сеть, колонки,
наушники.
2. Локальная сеть, выход в Интернет.

 

 

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

1. Периферийные устройства: сканер, принтер, проектор, локальная сеть, колонки,
наушники.
2. Локальная сеть, выход в Интернет.