«Удивительное рядом» (стартовый уровень)

Благодаря доступности общения с животными живого уголка, обучающиеся смогут наблюдать поведение животных, проводить исследовательские работы, что будет способствовать углублению и расширению знаний в области содержания разнообразных домашних животных в условиях неволи, а также сформирует базисные умения и навыки по уходу за животными. Образовательная программа «Удивительное рядом» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужили образовательные программы: Т. В. Шпотовой «Игровая экология» (г. Обнинск, Центр экологического образования) и программа «Юные друзья природы» Кунцевич О. В. (г. Екатеринбург).

Для реализации системно-деятельностного подхода в обучении используются нетрадиционные методы проведения занятий, которые требуют творческой активности учащихся: занятие-экскурсия, устный журнал, турнир, викторина, ролевая игра и т.п.

преподаватели

Караульная Татьяна Федоровна

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

1.1. Вводное занятие. Дорога в школу и домой. Правила дорожного движения.

Теория. Знакомство с учащимися. Рассказ о целях и задачах программы, знакомство с планом и расписанием на год, регулярностью встреч. Мини-мониторинг по выявлению интересов, пожеланий и предпочтений детей по данному курсу. Инструктаж по технике безопасности и правилам санитарии и гигиены.

Практика. Экскурсия по живому уголку.

1.2. Мониторинг знаний учащихся.

Практика. Начальная диагностика. Диагностика уровня осведомлённости учащихся о живой природе и навыков обращения с живыми организмами.

Раздел 2.Занимательная химия.

Тема 2.1. Материальный мир и разнообразие веществ.

Теория. Химия в мире Земли и в жизнеобеспечении человечества. Высказывания ученых о разнообразии веществ. Распространенность химических веществ в мире Земли. Фундаментальная значимость химии в мире Земли. Высказывания академика В.И. Вернадского о биохимических объектах, организации вещественной материи. Процессы жизнедеятельности биохимических систем опирающихся на химических превращениях одних химических соединений в другие как внутри организма, так и в процессе деятельности человека по своему жизнеобеспечению в процессе получения энергии, питания. Данные академика В. В. Коршака о количестве химических веществ органических, элементоорганических и неорганических высокомолекулярных и макромолекулярных соединениях.

Практика. Работа с информационными источниками. Задание: найти и выписать из текста выдержки, высказывания и цифровые данные.

Тема 2.2. Чудеса для разминки.

Теория. Понятия – вещество, свойства, изменяемость свойств. Причины

и факторы, влияющие на превращения веществ. Знакомство с разными по свойствам веществами. Индикаторы. 

Практика. Изучение свойств веществ. Видео-лаборатория: действие индикаторов в разных средах (фенолфталеиновый, метиловый оранжевый, лакмус). Демонстрационный опыт №1. Определение среды ph с помощью природных индикаторов. Действие сока смородины на растворы карбоната натрия и  уксусной кислоты.

Тема 2.3. Полезно знать.

Теория. Понятие: химическая формула, пример - Са(НСО3)2 и Mg(НСО3)2 Na2CO3, название веществ, их характеристика и свойства. Влияние веществ на свойства воды. Сравнение дождевой воды с водопроводной. Понятие о жесткости воды и ее видах - временной и постоянной и  способы устранения.

Практика. Изучение свойств воды, используя видеофрагмент.

Демонстрационный опыт №2. Устранение временной (карбонатной) и постоянной жесткости (некарбонатной). Записать результаты наблюдения и сделать вывод.

Раздел 3. Основные законы и понятия химии.

Тема 3.1.Удивительные молекулы и атомы.

Теория. О химии доступно и просто. М.В.Ломоносов, Д.Дальтон и атомно-молекулярное учение. История, открытия, учения. Строение веществ на примере электролиза воды, диффузии газов.

Практика. Знакомство с историей открытия атомно-молекулярного учения и биографиями ученых М. .В. Ломоносова, Д. Дальтона по литературным источникам. Доказательство состава воды. Видео фильм электролиз  воды и диффузии газов. Решение задач.

Тема 3.2. Открытие ПСХЭ Д.И.Менделеевым случайность или закономерность.

Теория. Определение периодического закона в свете электронного строения атома. Структура построения таблицы. Историю открытия Периодической системы. Изменение свойств элементов в группах и периодах в зависимости от строения атома. Периоды, группы. Изменение свойств элементов в группах и периодах. Лантаноиды, актиноиды.

Практика. Описание свойств элементов по положению в таблице. Решение задач.

Тема 3.3. Конструируем модель атома.

Теория. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева и периодическая система (ПС).  Изотопы. Формы орбиталей. Заполнение электронных оболочек. Энергетические уровни. Атомные частицы и их свойства.

Практика. Из пластилина, проволоки и деревянных палочек конструируем модель атома углерода.

Тема 3.4. Её величество химическая формула. Доказательство нейтральности молекулы.

Теория. Повторение и закрепление понятий: химическая формула, валентность, степень окисления.

Практика. Научный поиск и доказательство нейтральности молекулы карбоната кальция. Выполнение тренировочных заданий на составление формул.

Раздел 4. Решение задач.

Тема 4.1. Решение задач на нахождение массы  образующихся веществ по массе вступивших реакцию веществ.

Теория. Методика решения задач по химическим уравнениям. Нахождение массы (количества вещества, объема) продуктов реакции по массе (количеству вещества, объему) исходных веществ.

Практика. Решение задач по теме. Отработка алгоритма ведения расчетов и самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Решение расчетных задач.

Тема 4.2. Вычисление объема газов по известной массе.

одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате  ее веществ.

Теория. Закон объемных отношений газов и применение его при решении задач.

Практика. Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям. Отработка алгоритмов ведения расчетов и самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Решение расчетных задач.

Тема 4.3. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке.

Теория. Особенности протекания химических реакций, если одно из веществ дано в избытке. Методика решения задач  на избыток и недостаток.

Практика. Решение задач на избыток и недостаток. Отработка алгоритма ведения расчетов и самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Решение расчетных задач.

Тема 4.4. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного выхода.

Теория. Методика нахождения массы продуктов реакции, если известны массы двух исходных веществ.

Практика. Решение задач  на  нахождение массы продуктов реакции. Выполнение  индивидуальных заданий. Отработка алгоритма ведения расчетов и самостоятельное выполнение тренировочных заданий.

Тема 4.5. Расчет по термохимическим уравнениям.

Теория. Термохимические уравнения реакций. Методика решения задач по термохимическим уравнениям.

Практика. Решение задач по термохимическим уравнениям. Отработка алгоритмов ведения расчетов и самостоятельное выполнение тренировочных заданий.

Тема 4.6. Решение задач на определение массы или объема продукта, содержащего примеси.

Теория. Методика нахождения массы и объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Практика. Расчеты по теме. Отработка алгоритма ведения расчетов и самостоятельное выполнение тренировочных заданий.

Раздел 5. Знакомство с природой

Тема 5.1. Что такое природа. Живая и неживая природа. Правила дорожного движения (2 часа).

Теория. Понятие природы. Компоненты природы. Признаки живого организма. Живая природа и её главные свойства. Неживая природа и её уровни.

Практика. Самостоятельная работа с дидактическими карточками. Изготовление поделок: лепка из пластилина объектов неживой и живой природы. Выставка работ.

Тема 5.2. Разнообразие растений и животных.

Теория. Разнообразие растений на Земле. Разнообразие животных на Земле.

Практика. Просмотр видеоматериала по теме. Самостоятельная работа с дидактическими карточками. Изготовление поделок: аппликация «Любимое животное».

Тема 5.3. Факторы живой природы.

Теория. Классификация хищников и травоядных. Экологическая роль травоядных и хищников. Выработанные приспособления к хищному образу жизни. Формы конкуренции.

Практика. Проведение наблюдений за поведением хищников и травоядных зооуголка (хищники: декоративные крысы и красноухие черепахи. Травоядные: декоративные кролики, морские свинки, сирийские и джунгарские хомяки, волнистые попугаи). Кормление животных.

Тема 5.4. Дикие животные Московской области.

Теория. Беспозвоночные водоёмов. Насекомые и паукообразные. Пресмыкающиеся и земноводные. Хищные и травоядные млекопитающие нашего леса.

Практика. Просмотр видеоматериала по теме. Самостоятельная работа с дидактическими карточками. Составление кроссвордов о природе. «В мире животных» - сюжетно-ролевая игра.

Тема 5.5. Подготовка животных и растений к холодам.

Теория. Приспособления холоднокровных и теплокровных животных к зимовке. Регуляция сезонных изменений в жизни животных.

Практика. Самостоятельная работа с дидактическими карточками. Изготовление поделок: аппликация «Осень».

Тема 5.6. Перелётные и осёдлые птицы.

Теория. Птицы, улетающие в тёплые края и остающиеся зимовать. Приспособления у птиц к зимовке.

Практика. Просмотр видеоматериала по теме. Самостоятельная работа с дидактическими карточками. Изготовление оригами: «Голубок».

Тема 5.7. Подземные обитатели.

Теория. Почвенная среда обитания. Особенности строения животных, жизнь которых тесно связана с подземным образом жизни. Жители земли: крот, землекоп, насекомые и их личинки, черви.

Практика. Самостоятельная работа с дидактическими карточками. Зарисовка изображения крота в альбомы. Викторина «Обитатели подземелий».

Тема 5.8. Способы питания и добывания корма.

Теория. Значение питания. Частота потребления кормов разными видами животных. Классификация животных по объекту питания: растительноядные, плотоядные, всеядные. Запасание пищи.

Практика. Кормление животных зооуголка. Наблюдение за пассивным питанием африканских улиток семейства Ахатин и активным питанием пресноводных черепах. Проведение сравнительного анализа. Викторина на тему: «Питание животных».

Раздел 6. Охрана окружающей среды

Тема 6.1. Знакомство с Красной книгой.

Теория: знакомство с Красной книгой. Исчезающие виды животных. Воздействие человека на  биосферу; охрана природы; Заповедники, заказники, парки.

Практика: работа над проектами. Защита проектов.

Тема 6.2. Исчезающие виды животных.

Теория: знакомство с Красной книгой. Исчезающие виды животных. Воздействие человека на  биосферу; охрана природы; Заповедники, заказники, парки.

Практика: работа над проектами. Защита проектов.

Тема 6.3.Редкие насекомые.

Теория: знакомство с Красной книгой. Исчезающие виды насекомых. Воздействие человека на биосферу; охрана природы.

Практика: работа над проектами. Защита проектов.

Тема 6.4.Редкие земноводные.

Теория: знакомство с Красной книгой. Исчезающие виды земноводных. Воздействие человека на биосферу; охрана природы.

Практика: работа над проектами. Защита проектов

Тема 6.5. Редкие млекопитающие.

Теория: знакомство с Красной книгой. Исчезающие виды млекопитающих. . Воздействие человека на биосферу; охрана природы.

Практика: работа над проектами. Защита проектов

Тема 6.6. Заказники.

Теория: знакомство с заказниками России. Исчезающие виды млекопитающих. . Воздействие человека на биосферу; охрана природы.

Практика: работа над проектами. Защита проектов.

Тема 6.7. Парки.

Теория: знакомство с национальными парками Московской области. Исчезающие виды млекопитающих. Воздействие человека на  биосферу; охрана природы;

Практика: работа над проектами. Защита проектов.

Тема 6.8. Заповедники.

Теория: знакомство с заказниками России. Исчезающие виды млекопитающих. . Воздействие человека на  биосферу; охрана природы.

Практика: работа над проектами. Защита проектов.

Тема 6.9. Экскурсия в природу.

Теория: приметы весной. Явления природы. Осенний наряд деревьев. Листопад. Разнообразие живых организмов.

Практика. Составление отчетов по экскурсиям, подготовка и участие в экологических праздниках. Правила дорожного движения.

Тема 6.10. Подведение итогов работы объединения. Беседа по правилам поведения на дорогах на летних каникулах.

Теория: правила дорожного движения  и соблюдение их на дорогах.

Практика: составление безопасного маршрута

Цели программы

Создание условий для формирования экологической культуры и ответственности обучающихся, их вовлечение в практическую деятельность по улучшению и охране окружающей среды.

Результат программы

Планируемые результаты

Программа нацелена на подготовку учащегося к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов. Средством развития личностных результатов служит дополнительный материал, и прежде всего сведения из книг и интернета.

Личностными результатами освоения учащимися программы является формирование следующих умений:

· умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые биологические и экологические понятия;

· умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;

· умение слушать и слышать другое мнение;

· готовность выражать собственное отношение к природе и деятельности по ее сбережению.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· выбор темы исследовательского проекта;

· составление (индивидуально или в группе) плана решения проблемы (выполнения проекта);

· работа по плану, сверяя свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

· оценивание результатов своей работы.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

· ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

· поиск ответов на вопросы;

· анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений;

· умение делать выводы.

· выявление причин и следствий простых явлений.

· составление тезисов, различных видов планов (простых, сложных и т.п.).

· преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и пр)

· умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит дополнительный материал.

Коммуникативные УУД:

· умение взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли);

· уважение иной точки зрения;

· умение самостоятельно договариваться друг с другом;

· выполнение различных ролей при совместной работе;

· умение слышать и слушать педагога и других учащихся;

· проявление интереса к исследовательской деятельности.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

- Этику поведения с домашними животными;

- Многообразие видов животных и растений своего региона;

- Животных и виды растений занесённых в Красную книгу Московской области;

- Основы исследовательской деятельности.

Должны уметь:

- Создавать благоприятные условия для содержания домашних животных;

- Классифицировать животных Московской области;

- Проводить наблюдения за живыми объектами;

- Грамотно ухаживать за животными зооуголка.

Иметь представления:

- Об основах мировой экологии растений и животных;

- О способах мониторинга окружающей среды

Особые условия проведения

Программа имеет теоретическую и практическую части и рассчитана на 1 год обучения.

План учебных занятий строится из расчета 4 часа в неделю, всего за год 144 часа.

Форма обучения: дистанционная.

Учащиеся формируются в разновозрастную группу постоянного состава, количество в группе – 12 человек.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для эффективной организации и проведения занятий по этой образовательной программе в учебном помещении имеется перечень оборудования, инструментов и материалов:

· столы и стулья для учащихся и педагогов;

· шкафы для хранения дидактических пособий, учебников и пособий;

· учебные наборы с красками, цветными карандашами;

· настольные игры.

Информационное обеспечение:

· книги, методички;

· тематический уголок;

· плакаты;

· интернет: сайт про животных: интернет-журнал "Энимал Ридер",

сайты о природе и животных.