«Проектно-исследовательская деятельность»

Введение. Научно – исследовательская деятельность
Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи исследовательской и проектной деятельности. Организация занятий, общие требования к обучающимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности, коммуникабельности обучающихся. Методы научного исследования. Требования к теоретическим и практическим исследованиям. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью, дневника проекта. Правила составления анкет и проведения анкетирования, опрос.
Практическая работа: составление анкеты для изучения какой-либо проблемы; задача на подбор методов исследования для решения поставленной проблемы.
2. Правила научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке.
Рациональная организация учебного труда. Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, буклетом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
3. Правила работы с книгой
Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения, составление схем и таблиц.
Практическая работа: составление аннотации к статье, книге, написание рецензии; составление планов, тезисов, конспектов статей.
4. Этапы организации исследовательской деятельности
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность. Выбор темы исследования. Цель, задачи, логика научного исследования. Цель как представление о результате или выводе. Правила постановки целей и задач исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Понятие «методы исследования». Теоретический анализ, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.
Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
5. Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания статьи, проекта
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Работа над основной частью проекта. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
6. Практическая часть курса. Выполнение собственного исследования или проекта
Консультации групповые и индивидуальные по исследовательской деятельности. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
7. Компьютерный практикум
Правила работы, оформление и требования к результам научно-исследовательской деятельности в программах: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
8. Защита проекта, исследовательской работы
Подготовка к выступлению по теме исследования: структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов.
IV. Планируемые результаты предметные, метапредметные, личностные (из задач)

Педагоги

Исаченкова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

Мельник Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

Содержание программы

     Введение. Научно - исследовательская деятельность
Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи исследовательской и проектной деятельности. Организация занятий, общие требования к обучающимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности, коммуникабельности обучающихся. Методы научного исследования. Требования к теоретическим и практическим исследованиям. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью, дневника проекта. Правила составления анкет и проведения анкетирования, опрос.
Практическая работа: составление анкеты для изучения какой-либо проблемы; задача на подбор методов исследования для решения поставленной проблемы.
2. Правила научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке.
Рациональная организация учебного труда. Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, буклетом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
3. Правила работы с книгой
Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения, составление схем и таблиц.
Практическая работа: составление аннотации к статье, книге, написание рецензии; составление планов, тезисов, конспектов статей.
4. Этапы организации исследовательской деятельности
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность. Выбор темы исследования. Цель, задачи, логика научного исследования. Цель как представление о результате или выводе. Правила постановки целей и задач исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Понятие «методы исследования». Теоретический анализ, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.
Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
5. Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания статьи, проекта
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Работа над основной частью проекта. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
6. Практическая часть курса. Выполнение собственного исследования или проекта
Консультации групповые и индивидуальные по исследовательской деятельности. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
7. Компьютерный практикум
Правила работы, оформление и требования к результам научно-исследовательской деятельности в программах: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
8. Защита проекта, исследовательской работы
Подготовка к выступлению по теме исследования: структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов.
IV. Планируемые результаты предметные, метапредметные, личностные (из задач)  

Цели программы

Создать условия для формирования знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности через развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.

Результат программы

Основными показателями результативности программы является активное участие обучающихся в конкурсах научно – исследовательских работ на разном уровне. По завершению программы «Основы проектно-исследовательской деятельности» обучающиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:
- поиском новой информации, умением пользоваться научной и научно-популярной литературой, словарями, справочниками и ресурсами интернет.
- умением работать с книгой, цитировать авторов и делать на них ссылки.
- умением формулировать проблему, определять объект и предмет исследования, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы.
- оформлять свои результаты (проект или презентация) и защитить представленную работу.

Особые условия проведения

Методическое обеспечение программы.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация; проблемное обучение;
- моделирующая деятельность; поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;

Материально-техническая база

1.Аудио и видеоаппаратура, средства оргтехники (сканер, принтер).
2. Компьютер оснащенный программами Microsoft Оffice (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.)
3. Необходимая литература, видеофильмы и презентации, поддерживающие проблематику исследовательской деятельности учащихся.