"«Юный обществовед»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный обществовед» имеет социально-педагогическую направленность, призвана помочь обучающимся овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной социокультурной адаптации и жизнедеятельности в социуме, обеспечить их общее развитие, воспитание социальной активности, применение интеллектуальных и творческих способностей.

Одной из основных задач современного образования является подготовка учащихся к жизни в постоянно меняющихся условиях, поэтому необходимо дать детям возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению новых знаний. Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, предназначена для учащихся 10-11-х классов, занимающихся по программе социально-экономического профиля. Программа расширяет школьную программу, учитывает возрастные и индивидуальные особенности одаренных детей, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию. Программа по обществознанию составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений с углублѐнным изучением предметов гуманитарного цикла и в соответствии с образовательными стандартами основного общего образования.

Обществознание – это наука, интегрирующая в себе большое количество дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов. Она представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Содержательная сторона обществознания основана на различных сторонах взаимодействия человека. Уровни этого взаимодействия предполагают определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений. Правовая составляющая становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными институтами. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

В основе содержания курса «Юный обществовед» находится человек в его взаимодействии с окружающим миром и обществом, что подчеркивает его гуманистическую направленность. Данная программа помогает обучающимся осваивать окружающий мир, понимать законы его развития, социализировать личность.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет учащемуся условия и среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и завершения его в виде реального осязаемого результата. Она обеспечивает ему приобретение новых и совершенствование имеющихся способностей. Программа формирует потребность у учащихся иметь глубокие прочные знания, учитывает специфику интересов детей, способствует развитию мышления, нравственного и духовного потенциала, творческой индивидуальности, а также представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Разделы курса составлены в соответствии со структурой единого государственного экзамена. Освоение содержания курса происходит с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы, философии, политологии и др.

Педагоги

Кучеренко Анна Николаевна, учитель истории и обществознания высшей категории.

Содержание программы

Раздел 1 «Человек и общество» Тема 1.1. Человек и личность. Теория. Человек, как результат биологической и социальной эволюции.

Тема 1.2. Методы и способы восприятия и оценки современного общества. Теория. Основные методы восприятия окружающей среды: наблюдение, сравнение, оценка, анализ. Практика. Игровое моделирование "Поведение людей в общественных местах".

Тема 1.3. Актуальные проблемы современного общества

Теория. Проблемы современного общества: социальные, экономические, политические. Практика. Выявление проблем муниципалитета. Исследование "Как решить проблемы нашего поселка".

Тема 3.4. Духовная жизнь общества и культура. Теория. Духовная жизнь и ее элементы: мораль, наука, искусство, реклама, право. Практика. Игровое моделирование "Роль средств массовой информации в формировании духовной жизни общества".

Раздел 2."Общество как сложная динамическая система«

2.1 Общество как совместная жизнедеятельность людей. Теория. Основные институты общества. Практика. Беседа «Отшельники и их жизненное кредо». Проект "С кого я хочу брать пример"

2.2. Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения. Теория. Общество, как форма жизнедеятельности людей и сложная динамическая система. Практика. Проблемно-деловая игра "Моя оценка современного общества".

2.3 Глобальные проблемы современности. Теория. Понятие глобальных проблем общества. Какие проблемы характерны для современного общества. Практика. Практическая работа "Можно ли решить проблему безработицы"

2.4 Конфликты в обществе и пути их решения. Теория. Понятие конфликта. Виды конфликтов и их природа. Практика. Беседа "Конфликты в школе и семье".

Раздел 3 "Общество и экономика"

3.1. Экономика – наука и хозяйство. Экономическая система. Типы экономических систем. Теория. Общее понятие об экономике.

Тема 3.2. Понятие предпринимательской деятельности и ее участники. Теория. Предпринимательская деятельность, ее признаки и факторы. Практика. Игровое моделирование "Как стать предпринимателем".

Тема. 3.3 Основные показатели уровня жизни общества. Потребительская корзина. Понятие прожиточного минимума. Теория. Уровень жизни населения. Понятие потребительской корзины и прожиточного минимума. Факторы, определяющие прожиточный минимум. Практика. Практическая работа "Мои реальные потребности в жизни".

Тема 3.4. Рыночная экономика и ее принципы. Рынок и его роль в экономической жизни общества. Теория. Понятие рыночной экономики. Практика. Дискуссия «Почему невозможно наличие рыночной экономики «в чистом виде»?

Тема 3.5. Бюджет. Бюджетная политика государства. Теория. Государственный бюджет. Государственный долг. Дефицит. Профицит. Доходы и расходы. Практика. Деловая игра "Какие статьи государственного бюджета необходимо увеличенное финансирование?"

Тема 3.6 Финансово-кредитная политика. Таможенная политика. Теория. Деньги. Инфляция. Налоги. Банковская система. Практика. Семинарское занятие "Основа таможенной политики в РФ"

Тема 3.7 Будущее российской экономики.

Практика. Источник роста российской экономики. Глобализация. Роль российской экономики в мировом экономическом пространстве. Практика. Диспут "Судьба российской экономики как игрока на международной арене«

Раздел 4.«Политическая сфера общества» Тема 4.1 Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы.

Теория. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России. Практика. Беседа "Кого можно считать политиком".

Тема.4.2. Политические режимы. Теория. Понятие о политических режимах. Практика. Беседа "Диктатура и формы ее проявления".

Тема 4.3. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Теория. Понятие государства. Государство как главный институт политической власти. Функции и типы государства. Гражданское общество и государство. Функции государства. Практика. Дискуссия "Какие функции государства надо усилить".

Тема.4.4. Государственный аппарат. Избирательные системы.Теория. Государственный аппарат, его задачи и функции. Органы исполнительной власти. Избирательные системы, их виды и содержание. Пропорциональная и мажоритарные системы. Практика. Игра "Честные выборы. Голосуй за нашего кандидата!"

Тема 4.5. Политические партии многопартийность. Теория. Понятие политических партий, их деятельность на политической арене. Практика. Дискуссия "Можно ли отказаться от многопартийности в государстве«.

Тема.4.6. Политическая идеология и политическая деятельность. Теория. Политическая элита. Политическое лидерство. Политическое участие. Виды политических идеологий. Практика. Дискуссия «Зачем обществу политическая идеология». Практическая работа "Политические деятели России".

Цели программы

Основная цель программы – создание условий для развития социального творчества старших подростков, их социализации и приобщения к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества.

Результат программы

•Понимание современного общества и роли человека в его развитии;

•сформированность у обучающихся гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по общественным и глобальным проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Особые условия проведения

Для детей старшего возраста: 16-17 лет.

Материально-техническая база

Кабинет истории и обществознания, компьютер, проектор, интерактивная доска.