«За страницами учебника» (русский язык)

Современное общество ставит перед школой цель – формирование и развитие умений и навыков обучающихся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества.

Но освоению основ стилистики и культуры речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно внимания, что способна решить данная программа.

Практическое значение предложенного курса «Загадки занимательной стилистики» является приоритетным, так как у школьников формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы. Предложенная программа призвана

способствовать формированию общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных задач.

 

преподаватели

Шубенкина Р.В., учитель русского языка и литературы.

Кудряшова Т.П., учитель русского языка и литературы,

Кузнецова Л.Б., учитель русского языка и литературы.

Содержание программы

Содержание учебного (тематического) плана

 

Раздел 1. Введение

Значимость функциональной стороны языка. Функционирование языка как основа стилистики.

 

Тема 1.1. Язык как единство взаимосвязанных сторон.

Значимость функциональной стороны языка. Функционирование языка как основа стилистики.

Теория. Язык как единство взаимосвязанных сторон

Практика. Язык как единство взаимосвязанных сторон.

 

Раздел 2. Стилистика как самостоятельная дисциплина.

Определение стилистики как раздела науки о языке. Ее предмет и задачи.

 

Тема 2.1. Стилистика – раздел науки о языкознании.

Определение стилистики как раздела науки о языке. Ее предмет и задачи.

Теория. Стилистика – раздел науки о языкознании.

Практика. Стилистика – раздел науки о языкознании.

 

Раздел 3. Важнейшие понятия стилистики.

Стиль как центрально-экспрессивная категория стилистики. Устная и письменная форма речи; их противопоставленность друг другу по языковым средствам выражения и характеру восприятия речи. Книжные стили и разговорный.

 

Тема 3.1. Стилистическая окраска.

Стиль как центрально-экспрессивная категория стилистики.

Теория. Стилистическая окраска.

Практика. Стилистическая окраска.

 

Тема 3.2. Устная и письменная речь.

Устная и письменная форма речи; их противопоставленность друг другу по языковым средствам выражения и характеру восприятия речи.

Теория. Устная и письменная речь.

Практика. Устная и письменная речь.

 

Тема 3.3. Книжные и разговорный стили.

Книжные стили речи (художественный, официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный. Их особенности и сферы употребления.

Теория. Книжные и разговорный стили.

Практика. Книжные и разговорный стили.

 

Раздел 4. Понятие о стилистической норме.

Понятие о стилистической норме как основе стилистики. Основные виды стилистических ошибок. Редактирование текстов, исправление стилистических ошибок. Способы устранения стилистических ошибок.

 

 

Цели программы

Цель Программы – расширение лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний, совершенствование их коммуникативных навыков и умений.

 

Результат программы

Данная программа дополнительного образования призвана вызвать у учащихся неподдельный интерес к изучению русского языка, стремление овладеть ею, способствовать развитию творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества лингвистической подготовки школьников.

 

Особые условия проведения

Необходимые навыки приобретаются при освоении программы.

Материально-техническая база

Учебные кабинеты.