Гармония
Новизна программы «Гармония» заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий, рассчитанных на решение всего комплекса вопросов, которые важны для воспитания детей данного возраста.
Занятия проходят и в лекционной форме, и в форме игры и тренинга, что создаёт наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У детей появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определённые роли.
Основная цель программы – формирование гармонично развитой личности. Помочь детям научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.
Основными задачами являются следующие:
- первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;
- изучение ощущений и восприятия и развитие соответствующих способностей;
- изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;
- изучение памяти, методов и упражнений для ее развития;
- изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;
- изучение воображения, методов и упражнений для его развития;
- изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;
- изучение эмоциональных явлений на уроках психологии, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;
- изучение проблем общения на уроках психологии, упражнений речевого и неречевого общения.
преподаватели
Гуржий Наталья Александровна - психолог-преподаватель
Содержание программы
Программа «Гармония» состоит из 4х блоков, охватывающих необходимые умения для формирования гармонично развитой личности:
I. Блок развития познавательных (когнитивных) процессов.
Цель: Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Развитие внутреннего плана действий. «Релаксация – напряжение». Развитие рефлексивных навыков.
II. Блок развития социальных и коммуникативных умений.
Цель: Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.
III. Поведенческий блок.
Цель: Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
IV. Блок эмоционально-личностной сферы.
Цель: Обучение основам саморегуляции. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию – под контроль.
Цели программы
Формирование гармонично развитой личности. Помочь детям научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.
Результат программы
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники смогутпоказать следующие результаты:
Личностные:
– внутренняя позиции ребенка на основе положительного отношения к другим детям;
– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
– осознанно и произвольно передавать информацию в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
– анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности.
Материально-техническая база
Занятия проходят в просторном, проветриваемом кабинете. Количество парт и стульев в соответствии с количеством занимающихся.
· Пиктограммы эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе);
· Пазлы "Подбери эмоцию";
· Цветные карандаши;
· Зеркала;
· Образцы недорисованных персонажей;
· Ватман;
· Газеты;
· Журналы;
· Клей-карандаши
Демонстрационный:
· Карточки с изображением сказочных героев (с соответствующими выражениями эмоций);
· Игра "Путешествие в мир эмоций";
· Игра "Домик настроений";
· Игра "Азбука эмоций";
· Плакат "Изучаем эмоции";
· Презентации для закрепления знаний об эмоциях.