Юный радиотехник

Разработанная Панфиловым А.А. программа «Основы радиолюбительства
и радиоконструирования» ориентирована на работу с детьми среднего
школьного возраста. Программа предназначена для организации занятий по
техническому творчеству в системе дополнительного образования.Программа направлена на расширение кругозора учащихся, развитие у них творческих способностей и технического мышления, на выработку
умения пользоваться чертежами, схемами, микросхемами, на выработку умений и навыков использования различных технических инструментов, контрольно-измерительных приборов. А, также, призвана помочь видеть и решать технические задачи в современной жизни, искать лучшие варианты решений, опираясь на имеющиеся (полученные) знания

преподаватели

Учитель технологии высшей квалификационной категории. Стаж работы по данной направленности - не менее 10 лет.

Расписание

четверг: 13.50- 14.35; 14.45-15.30

Содержание программы

. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка. Организационные вопросы.

2. Введение в радиотехнику.

1.1. История развития радиотехники и радиолюбительства.

 

Теория. Изобретение радио А.С. Поповым. История радиотехники. Радиолюбительство. Вклад русских ученых в развитие радиотехники

 

1.2. Основы электричества, единицы измерения.

 

Теория. Заряженные частицы. Электрический ток. Электрические величины, единицы их измерения.

 

1.3. Техника безопасности при работе с радиотехническими устройствами и инструментами, средства защиты.

 

Теория. Правила техники безопасности. Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Безопасный инструмент.

 

3.Инструмент.

2.1. Радиотехнический инструмент.

 

Теория. Инструмент, используемый радиолюбителем. Оборудование рабочего места. Принадлежности для пайки.

 

2.2. Работа с инструментом.

Теория. Назначение инструмента. Способы работы с инструментом.

Правила использования инструмента.

 

Практика. Демонстрация работы инструментом по назначению.

Практическая работа с использованием радиотехнического инструмента.

2.3. Техника пайки.

 

Теория. Техника правильной пайки. Надежность контакта. Припои и флюсы. Виды паяльников и их назначение. Подготовка паяльника к работе.

 

Практика. Практическая работа с паяльником. Лужение. Спаивание проводников.

 

4.Радиоматериалы и радиокомпоненты.

3.1. Материалы в радиотехнике.

Теория. Проводники и диэлектрики. Состав радиодеталей. Материалы, используемые в радиотехнике.

 

Практика. Демонстрация свойств проводников и диэлектриков. Разборка радиодеталей для изучения их состава.

 

3.2. Радиокомпоненты. Условные обозначения.

 

Теория. Принципиальные схемы. Условное обозначение радиокомпонентов на схеме.

 

3.3. Проводники и диэлектрики.

 

Теория. Виды проводников и диэлектриков. Проводимость электрического тока.

Практика. Демонстрация свойств проводников и диэлектриков.

Практическая проверка проводимости различных материалов.

3.4. Резисторы.

Теория. Сопротивление. Виды резисторов, их назначение.

 

Практика. Определение резистора по внешнему виду. Определение номинала резистора по его маркировке.

 

3.5. Конденсаторы.

Теория. Емкость. Виды конденсаторов, их назначение.

 

Практика. Определение конденсатора по внешнему виду. Определение номинала конденсатора по его маркировке. Демонстрация емкостных свойств конденсатора.

 

3.6. Катушки индуктивности, трансформаторы.

 

Теория. Магнетизм. Катушка индуктивности, ее виды. Зависимость индуктивности от способа изготовления катушки. Разновидности трансформаторов, их назначение.

 

Практика. Практическое изучение магнетизма, свойств катушек и трансформаторов. Изготовление простых катушек.

 

3.7. Электровакуумные приборы.

Теория. Радиолампы, их назначение.

Практика. Разборка радиолампы, изучение ее устройства.

3.8. Полупроводниковые приборы.

 

Теория. Полупроводники. Диоды, транзисторы, их назначение. Практика. Практическое изучение свойств полупроводниковых

 

приборов.

 

5.Электрические схемы.

4.1. Типы электрических схем.

 

Теория. Структурные, функциональные и принципиальные радиотехнические схемы.

 

Практика. Практическое изучение внешнего вида различных электрических схем, их конструкции.

 

4.2. Построение радиотехнических конструкций.

Практика. Сборка радиотехнических изделий по принципиальной схеме.

 

6.Итоговое занятие.

Подведение итогов работы кружка за год. Демонстрация конструкций обучающихся. Поощрение авторов интересных работ. План индивидуальных работ на летний период.

Цели программы

Развитие познавательного интереса подростков в области радиоэлектроники, формирование у них знаний, умений и навыков по радио-конструированию.

Результат программы

Ожидаемые результаты программы по окончании 1-го года обучения:

Предметные

Обучающиеся должны знать:

· историю развития радиотехники и радиолюбительства;

· инструменты, используемые при работе с радиоаппаратурой;

· основные радиоматериалы, используемые при изготовлении радиотехнических изделий;

· свойства радиоматериалов;

1. радиокомпоненты, применяемые в радиотехнике, их назначение и основные свойства;

· условные обозначения радиокомпонентов на принципиальных радиосхемах;

· положения техники безопасности при работе с инструментом и радиоаппаратурой.

Обучающиеся должны уметь:

· пользоваться радиотехническим инструментом;

· различать радиокомпоненты и их номиналы;

· находить условное обозначение радиокомпонентов на принципиальных схемах;

· осуществлять качественную пайку;

· собирать несложные радиотехнические устройства

Метапредметные

Познавательные УУД

· умение ориентироваться в технической литературе;

· умение выбирать нужную информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы;

· умение применять полученную информацию на практике;

· умение формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

· умение определять и формулировать цель деятельности на занятии;

· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

· умение работать в соответствии с планом занятия.

Коммуникативные УУД

· умение общаться в группе;

· умение распределить функции и роли в совместной деятельности;

· умение принимать чужое мнение.

Личностные

· развитие мотивов учебной деятельности;

· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

· наличие мотивации к работе на результат;

· формирование установки на бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

· стремление применять на практике полученные знания и умения;

· желание заниматься радиотехникой в будущем.

Особые условия проведения

Занятия каждой учебной группы проводятся согласно СаНПиН 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей". Для создания оптимальных условий
работы в группах используется дифференцированный подход к каждому
обучающемуся.
Основная форма работы с обучающимися – групповые занятия в кабинете технологии, оснащённым необходимым оборудованием.

Материально-техническая база

Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы:

Помещение:

– учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитар­ными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска.

 

Инструменты:

1. Осциллограф

2. Генератор НЧ

3. Генератор ВЧ

4. Частотомер

5. Испытать транзисторов

6. Два источника питания 0-30 вольт

7. Авометр (тестер)

8.Электродрель

9. Слесарные инструменты – тиски

10.Ассортимент полупроводниковых приборов, резисторов, конденсаторов

11.Фольгированный стеклотекстолит

12.Медный купорос, хлорное железо

13.Обмоточные провода

14.Монтажные провода

15.Паяльники 36-40 вольт и понижающие трансформаторы

16.Помещение площадью не менее 25 кв. м.

17.Монтажные столы и стулья

18.Справочная литература

19.Наборы плакатов по технике безопасности и гигиене.