Данная программа разработана для учащихся 5-7классов – стартовый уровень.
Основные цели курса: знакомство с наукой астрономия, формирование умения применять астрономические знания на практике, в наблюдениях звёздного неба.
Направленность: естественно-научная.
Актуальность: в подростковом возрасте у детей возникает интерес и множество вопросов, связанных с объяснением космических явлений и наблюдений.
Темы, которые рассматриваются в рамках реализации данной программы, позволят детям не только получить ответы, но и самостоятельно изучать и познавать окружающий мир путём непосредственных наблюдений, работать с печатной и киноинформацией, критически её воспринимать.
Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:
– понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
– познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
– получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
–- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
– ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
– выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.
Большое внимание в программе уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся.
преподаватели
Шишкина Оксана Васильевна
Содержание программы
Раздел 1. Введение в астрономию (6 ч)
1.1. Предмет астрономии. Наблюдение около полярных созвездий
Теория: Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии.
1.2. Звездное небо
Теория: созвездие, основные созвездия.
Практика: работа со звёздной картой
1.3. Изменение вида звездного неба в течение суток.
Теория: небесная сфера и ее вращение.
1.4. Изменение вида звездного неба в течение года
Теория: экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба.
1.5. Способы определения географической широты
Теория: высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения.
Практика: определение склонения, зенитного расстояния и географической широты объекта.
1.6. Основы измерения времени
Теория: связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении.
Раздел 2. Строение Солнечной системы (6 ч)
2.1. Видимое движение планет
Теория: петлеобразное движение планет, конфигурации планет.
2.2. Развитие представлений о Солнечной системе
Теория: астрономия в древности, геоцентрические системы мира.
2.3. Законы Кеплера – законы движения небесных тел
Теория: три закона Кеплера
Практика: решение задач
2.4. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера
Теория: закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна.
Практика: решение задач.
2.5. Определение расстояний до тел Солнечной системы
Практика: определение расстояний по параллаксам светил.
2.6. Определение размеров небесных тел
Практика: определение размеров тел Солнечной системы.
Раздел 3. Физическая природа тел Солнечной системы (7 ч)
3.1. Система "Земля – Луна"
Теория: основные движения Земли, форма Земли, Луна – спутник Земли, солнечные и лунные затмения.
3.2. Природа Луны
Теория: физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы.
3.3. Планеты земной группы
Теория: общая характеристика атмосферы, поверхности.
Практика: характеристика планет земной группы
3.4. Планеты-гиганты
Теория: общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца.
3.5. Астероиды и метеориты
Теория: закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, метеориты.
Практика: решение задач
3.6. Кометы и метеоры
Теория: открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет.
3.7. Обобщающее занятие по теме "Солнечная система".
Практика: проекты, викторина.
Раздел 4. Солнце и звезды (11 ч)
4.1. Общие сведения о Солнце
Теория: вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца.
4.2. Строение атмосферы Солнца
Теория: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность.
Практика: изучение фотографий Солнца, решение задач.
4.3. Источники энергии и внутреннее строение Солнца
Теория: протон – протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца.
4.4. Солнце и жизнь Земли
Теория: перспективы использования солнечной энергии, проблема "Солнце – Земля".
Практика: решение задач.
4.5. Расстояние до звезд
Теория: параллаксы.
Практика: определение расстояний по годичным параллаксам.
4.6. Пространственные скорости звезд
Теория: собственные движения и тангенциальные скорости звезд.
4.7. Физическая природа звезд
Теория: цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности.
4.8. Связь между физическими характеристиками звезд
Теория: диаграмма «спектр–светимость», соотношение «масса–светимость».
4.9. Двойные звезды
Теория: оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд.
4.10. Физические переменные, новые и сверхновые звезды
Теория: цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые.
4.11. Обобщающее занятие по теме "Звёзды"
Практика: проекты.
Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
5.1. Наша Галактика.
Теория: состав – звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ.
5.2. Другие галактики. Метагалактика.
Теория: открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик.
5.3. Происхождение и эволюция звезд
Теория: возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.
5.4. Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной
Теория: возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, эволюция Вселенной и жизнь.
Практика: проект
Цели программы
Формирование устойчивого интереса к астрономии; воспитание креативно мыслящих личностей, умеющих создавать новый продукт на основе собственных исследований и экспериментов.
Результат программы
Личностные:
- развитие способности к рефлексии собственной деятельности, к самоопределению с учётом собственных интересов и склонностей, воспитать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).
Метапредметные:
- развитие умения работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- развитие умения организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
- развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные:
- понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества;
- понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной;
- объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений;
- формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет- ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Особые условия проведения
Занятия проходят по индивидуальным планам и ориентированы на индивидуально-личностный подход.
Основной формой занятий является практические занятия, проходящие в разновозрастной группе.
Материально-техническая база
Телескоп, модель Солнечной системы, глобус Земли и Луны, модель небесной сферы, таблицы по астрономии, проектор, компьютер, звёздная карта, лабораторное оборудование.