«Юный астроном»

Данная программа разработана для учащихся 5-7классов – стартовый уровень.

Основные цели курса: знакомство с наукой астрономия, формирование умения применять астрономические знания на практике, в наблюдениях звёздного неба.

Направленность: естественно-научная.

Актуальность: в подростковом возрасте у детей возникает интерес и множество вопросов, связанных с объяснением космических явлений и наблюдений.

Темы, которые рассматриваются в рамках реализации данной программы, позволят детям не только получить ответы, но и самостоятельно изучать и познавать окружающий мир путём непосредственных наблюдений, работать с печатной и киноинформацией, критически её воспринимать.

Необходимость общего астрономического образова­ния обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:

– понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

– познакомиться с научными методами и истори­ей изучения Вселенной;

– получить представление о действии во Вселен­ной физических законов, открытых в земных услови­ях, и единстве мегамира и микромира;

–- осознать свое место в Солнечной системе и Га­лактике;

– ощутить связь своего существования со всей ис­торией эволюции Метагалактики;

– выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим ок­культным (эзотерическим) наукам, постоянно апел­лирующим к Космосу.

Большое внимание в программе уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся.

преподаватели

Шишкина Оксана Васильевна

Содержание программы

Раздел 1. Введение в астрономию (6 ч)

 1.1. Предмет астрономии. Наблюдение около полярных созвездий

Теория: Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии.

 1.2. Звездное небо

Теория: созвездие, основные созвездия.

Практика: работа со звёздной картой

 1.3. Изме­нение вида звездного неба в течение суток.

Теория: небесная сфера и ее вращение.

 1.4. Изменение вида звездного неба в тече­ние года

Теория: экваториальная система координат, види­мое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба.

 1.5. Способы определения географической широты

Теория: высота Полюса мира и гео­графическая широта места наблюдения.

Практика: определение склонения, зенитного расстояния и географической широты объекта.

 1.6. Основы измерения времени

Теория: связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении.

Раздел 2. Строение Солнечной системы (6 ч)

2.1. Видимое движение планет

Теория: петлеобразное движе­ние планет, конфигурации планет.

 2.2. Развитие представлений о Солнечной системе

Теория: астрономия в древности, геоцентрические системы мира.

 2.3. Законы Кеплера – зако­ны движения небесных тел

Теория: три закона Кеплера

Практика: решение задач

 2.4. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера

Теория: закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна.

Практика: решение задач.

 2.5. Определение расстояний до тел Солнечной системы

Практика: определение расстояний по параллаксам светил.

 2.6. Определение размеров небесных тел

Практика: определение размеров тел Солнечной системы.

Раздел 3. Физическая природа тел Солнечной системы (7 ч)

 3.1. Система "Земля – Луна"

Теория: основные движения Земли, форма Земли, Луна – спутник Земли, солнеч­ные и лунные затмения.

 3.2. Природа Луны

Теория: физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные поро­ды.

 3.3. Планеты земной группы

Теория: общая характеристика атмосферы, поверхности.

Практика: характеристика планет земной группы

 3.4. Планеты-гиганты

Теория: общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца.

 3.5. Астероиды и метеориты

Теория: закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, метеориты.

Практика: решение задач

3.6. Кометы и метеоры

Теория: открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет.

 3.7. Обобщающее занятие по теме "Солнечная система".

Практика: проекты, викторина.

Раздел 4. Солнце и звезды (11 ч)

 4.1. Общие сведения о Солнце

Теория: вид в телескоп, враще­ние, размеры, масса, светимость, температура Солнца.

 4.2. Строение атмосферы Солнца

Теория: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность.

Практика: изучение фотографий Солнца, решение задач.

 4.3. Источники энергии и внутреннее строение Солнца

Теория: протон – протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца.

 4.4. Солнце и жизнь Земли

Теория: перспекти­вы использования солнечной энергии, проблема "Солнце – Земля".

Практика: решение задач.

 4.5. Расстояние до звезд

Теория: параллаксы.

Практика: определение расстояний по годичным параллаксам.

 4.6. Пространственные скорости звезд

Теория: собственные движе­ния и тангенциальные скорости звезд.

 4.7. Физическая природа звезд

Теория: цвет, температура, спектры и химиче­ский состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности.

 4.8. Связь между физическими характеристи­ками звезд

Теория: диаграмма «спектр–светимость», соотно­шение «масса–светимость».

 4.9. Двойные звезды

Теория: оптиче­ские и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд.

 4.10. Физические переменные, новые и сверх­новые звезды

Теория: цефеиды, другие физические перемен­ные звезды, новые и сверхновые.

 4.11. Обобщающее занятие по теме "Звёзды"

Практика: проекты.

Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной (4 ч)

 5.1. Наша Галактика.

Теория: состав – звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ.

 5.2. Другие галактики. Метагалактика.

Теория: открытие других га­лактик, определение размеров, расстояний и масс га­лактик.

 5.3. Происхождение и эволюция звезд

Теория: возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.

 5.4. Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной

Теория: возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Сол­нечной системе, эволюция Вселен­ной и жизнь.

Практика: проект

Цели программы

Формирование устойчивого интереса к астрономии; воспитание креативно мыслящих личностей, умеющих создавать новый продукт на основе собственных исследований и экспериментов.

Результат программы

Личностные:

- развитие способности к рефлексии собственной деятельности, к самоопределению с учётом собственных интересов и склонностей, воспитать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).

Метапредметные:

- развитие умения работать с разными источниками информации;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- развитие умения организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

- развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные:

- понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества;

- понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной;

- объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений;

- формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с астрономией.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет- ресурсы) и критически ее оценивать;

- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Особые условия проведения

Занятия проходят по индивидуальным планам и ориентированы на индивидуально-личностный подход.

Основной формой занятий является практические занятия, проходящие в разновозрастной группе.

Материально-техническая база

Телескоп, модель Солнечной системы, глобус Земли и Луны, модель небесной сферы, таблицы по астрономии, проектор, компьютер, звёздная карта, лабораторное оборудование.