Школа безопасности

Основные задачи объединения "Школа безопасности«:

Объединение усилий государственных и общественных организаций в вопросах информирования, обучения и подготовки детей и юношества правильным и эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Приобщение детей, подростков и молодежи к изучению вопросов личной и коллективной безопасности, воспитанию любви к природе.
Обучение правильным и быстрым действиям по оказанию само- и взаимопомощи.
Пропаганда среди молодежи здорового образа жизни.
Содействие воспитанию и всемерной подготовке участников движения для службы в Российской Армии, привитию любви к Родине и уважения к славным традициям Вооруженных Сил.

В нашем лицее объединение «Школа безопасности» организовано в 2008 году.

 

На занятиях курса «Школы безопасности» большое внимание уделяется сплоченности команды, передачи знаний от старших – младшим, расширению общего кругозора, формированию практических навыков.

 

Отличительной чертой данной программы является её ярко выраженный прикладной характер, его усвоение обучающимися всех возрастов без отбора, возможно только через постоянный тренинг и практические занятия.

 

преподаватели

Пышкин Александр Александрович

Содержание программы

Краткое содержание.

 Раздел 1. Понятие об автономном существовании в природных условиях.

Возможные случаи автономного существования человека в природной среде. Факторы риска и выживания. Тактика выживания. Понятие о добровольном и вынужденном автономном существовании. Подготовка туристского похода. Правила безопасного поведения в природных условиях. Подбор группового и личного снаряжения для похода.

 Раздел 2. Ориентирование на местности.

Понятие об ориентировании. Определение направления на север: по собственной тени, по тени, по тени от шеста, с помощью часов, по полярной звезде. Способы определения сторон света на местности. Правила ориентирования по компасу, по местным предметам и приметам. Движение по азимуту. Правила передвижения по выбранным ориентирам.

 Раздел 3. Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии.

Основные требования к сооружению временного жилища. Виды и способы сооружения временных жилищ летом и зимой. Выбор места и правила разведения костра. Виды костров, их назначения. Способы сохранения огня. Способы обеспечения водой и питанием. Способы добывания воды, её очистки и обеззараживания в условиях вынужденной автономии. Способы подачи сигналов бедствия. Виды и способы изготовления примитивной посуды.

 Раздел 4. Организация бивака и бивачных работ.

Основные требования, предъявляемые к месту выбора для бивака (туристскому лагерю).

Правила организации туристского лагеря. Выбор места и разведения костра. Правила разведения костра. Соблюдение мер пожарной безопасности.

 

Раздел 5. Техника вязания узлов.

Виды узлов.

История создания вязания узлов.

Способы вязания различных узлов.

 Раздел 6. Оказание первой медицинской помощи.

Понятие о термических ожогах, их причины и признаки. Понятия о солнечном и тепловом ударе. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Общие сведения об обморожении и общем охлаждении организма, признаки и первая помощь. Последовательность реанимационных мероприятий и правила проведения ИВР.

 Раздел 7. Специальное снаряжение, используемое для страховки и преодоления препятствий.

Знать основные требования к страховочному снаряжению. Индивидуальное страховочное снаряжение (ИСС). Одевание верхних и нижних страховок и правильное соединение их узлами. Прохождение полосы препятствий в страховочном снаряжении.

 Раздел 8. Прохождение полосы препятствий обрабатывания на природе с сотрудниками МЧС

 Способы страховки и само страховки. Страховочные веревки, само страховочные усы и т.п.

Практические занятия в природных условиях прохождения полосы препятствий под руководством сотрудников МЧС.

 Раздел 9. Одевание противогаза для прохождение химической полосы заражения.

Принцип действия фильтрующих противогазов. Устройство гражданского противогаза ГП-7. Правила одевания противогаза на себя и на пораженного. Одевание ОЗК и Л-1 на время.

 Раздел 10. Пожарная безопасность.

Пожарная безопасность. Предназначение и устройство порошкового и пенного огнетушителя. Порядок приведения в действие огнетушителя. Тактические приёмы тушения возгорания с помощью огнетушителя. Знать устройство пожарного автомобиля.

Приёма тушения возгорания водой. Одевание БОП на время.

 Раздел 11. Физическая подготовка.

Требование к спортивной одежде и обуви. Подтягивание на перекладине. Отжимание. Качание пресса. Бег 100 м и бег 1 км. Метание гранаты на дальность.

 Раздел 12. Огневая подготовка.

Назначение и устройство мелкокалиберной винтовки. Правила поведения в тире. Правила стрельбы из мелкокалиберной винтовки и пистолета ТТ. Неполная разборка и сборка учебного автомата Калашникова.

 

Цели программы

Цель программы: приобретение знаний и умений выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде.

Результат программы

Раздел 1. Понятие об автономном существовании в природных условиях.

Ученик получит навыки :

· Различать основные виды опасных и экстремальных ситуаций в природных условиях;

· Знать наиболее распространенные случаи вынужденной автономии в природе.

Знать психологические основы выживания в природе.


Раздел 2. Ориентирование на местности.

Раздел 3. Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии.

Ученик научится:

Правилам и этапам обустройства кострового бивака;
Различать виды костров; Способам добывания огня; Способам изготовления посуды из различных подручных материалов; Простейшим приёмам очистки воды; Правилам организации питания во время автономного существования в природных условиях.
Ученик получит возможность научиться: На практике разжигать костер в любых природных условиях;
Уметь правильно устроить кострище и заготавливать дрова; Практически разжигать костер без спичек;
Изготавливать посуду из бересты и глины; Изготавливать простейшие фильтры для обеззараживания воды;
Различать съедобные и несъедобные ягоды, грибы и растения; Практически добывать пищу в вынужденной автономии.


Раздел 4. Организация бивака и бивачных работ.

Ученик научится:

Основным требованиям, предъявляемым к месту сооружения временного жилища; Знать виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время; Знать правила соблюдения пожарной безопасности в лесу; Знать способы сохранения огня.

Ученик получит возможность научиться:

· Практически отработать сооружению временных укрытий (шалаш, навес и т.д.); · Уметь выбирать место для бивака и место для разведения костра; · Уметь строить временный туристский лагерь в горах; · Знать и уметь на практике организовывать туристский лагерь.

Раздел 5. Техника вязания узлов.

Ученик научится: Различать виды узлов; Знать технику вязания узлов; Знать способы применения узлов на практике.
Ученик получит возможность научиться: Практически отработать технику вязания различных узлов;
Применить на практике узлы в системе ИСС.


Раздел 6. Оказание первой медицинской помощи.

Ученик научится: · Знать общие правила оказания первой медицинской помощи; · Различать различные неотложные состояния; · Различать ожоги правила оказания первой помощи; · Знать правила ранимационных мероприятий.

Ученик получит возможность научиться:

Отрабатывать на практике правила оказания первой помощи; Уметь оказывать первую помощь при ожогах и отморожениях; Практически отрабатывать проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.


Раздел 7. Специальное снаряжение, используемое для страховки и преодоления препятствий.

Ученик научится: Различать препятствия, встречающиеся во время пеших походов на равнине и в горах;
Знать и различать препятствия, встречающиеся в велосипедных, лыжных и водных походах;
Знать специальное снаряжение, необходимое для преодоления препятствий (веревки, карабины, лодки д. р.).
Ученик получит возможность научиться: · Отрабатывать на практике преодоление всевозможных препятствий; · Уметь надевать страховочное снаряжение и использовать его при переправе.

Раздел 8. Прохождение полосы препятствий обрабатывания на природе с сотрудниками МЧС.

Ученик научится: · Знать правила прохождения полосы препятствий со специальным страховочным снаряжением.

Раздел 9. Одевание противогаза и ОЗК для прохождение химической полосы заражения.

Ученик научится:· Правилам подборки противогаза для себя; · Правилам одевания противогаза на себя;

· Правилам одевания противогаза на пораженного


Раздел 10. Пожарная безопасность.

Ученик научится:

Различать виды огнетушителей;
Общим правилам пользования огнетушителем;
Знать правила сборки и разматывания пожарного рукава.
Ученик получит возможность научиться:

· Отработать навыки применения порошкового и пенного огнетушителя;

· Отработать навыки разматывания пожарного рукава и сбивания мишени водой.

 


Раздел 11. Физическая подготовка.

Ученик научится:

Правилам безопасности при занятиях физической подготовки;
Подбирать спортивную обувь и одежду для занятий спортом;
Знать упражнения для развития силы;
Знать упражнения для развития выносливости.
Ученик получит возможность научиться:

На практике отрабатывать навыки подтягивания, отжимания, бега и бросанию гранаты.


Раздел 12. Огневая подготовка.

Ученик научится:

Требованиям безопасности при обращении с оружием;
Устройству и порядку применения стрелкового оружия;
Порядку выполнения упражнений стрельб.
Ученик получит возможность научиться:

На практике отрабатывать правила стрельбы по мишеням из мелкокалиберной винтовки;
Разбирать и собирать автомат Калашникова на время.

 

Особые условия проведения

Возрастные особенности:

- младшая команда 6- 7 класс (12 – 13 лет)

В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях. В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.

- старшая команда 8- 10 класс ( 14 – 16, 17 лет)

Это новый образ жизни, выбор профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости. Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии

Материально-техническая база

Отличительной чертой данной программы является её ярко выраженный прикладной характер, его усвоение обучающимися всех возрастов без отбора, возможно только через постоянный тренинг и практические занятия.