Шахматы

В ходе обучение игре в шахматы ребята познакомятся с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом, научатся ориентироваться на шахматной доске, правильно ее помещать между партнерами, расставлять фигуры перед игрой. также ребята научатся играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

Шахматы развивают у ребят восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Введение курса «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игры в шахматы максимально прост и доступен школьникам.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах, ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением

преподаватели

Дорофеев Сергей Владимирович

Содержание программы

Содержание программы

 

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЯ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра на «уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Цели программы

Цель программы:

1. Обучить правилам игры в шахматы.

2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Результат программы

Учащиеся должны уметь:

Ориентироваться на шахматной доске;

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

Правильно помещать шахматную доску между партнерами;

Правильно расставлять фигуры перед игрой;

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Рокировать;

Объявлять шах;

Ставить мат4

Решать элементарные задачи на мат в один ход.

Особые условия проведения

Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностях.

Материально-техническая база

· Класс

· Компьютер с программами

· доступ к сети Интернет и библиотечным фондам (во время самостоятельной подготовки).

· Демонстрационная магнитная шахматная доска

· Шахматные доски – 10 шт.

· Набор шахматных фигур – 10 шт.

· Книги о шахматах

· Шахматные часы – 2 шт.