«Программирование в среде Scratch»

Актуальность программы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у детей стойкий интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда Scratch позволяет сформировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования.

Новизна программы заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной. Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу по программированию практически значимой для современного учащегося, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием. Педагогическая целесообразность данной общеобразовательной (общеразвивающей) программы состоит в том, что изучая программирование в среде Scratch, у учащихся формируется не только логическое мышление, но и навыки работы с мультимедиа; создаются условия для активного, поискового учения, предоставляются широкие возможности для разнообразного программирования.

 

преподаватели

Бусоргина Анна Александровна

Содержание программы

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:

§ Широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и

творчества;

§ готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

§ готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с

использованием средств и методов информатики и ИКТ;

§ интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

§ способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

§ готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

§ готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

§ способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;

§ ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее

распространения;

§ способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной

эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные:

§ владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

§ планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

§ прогнозирование – предвосхищение результата;

§ контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

§ коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

§ оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

§ владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;

§ поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

§ структурирование и визуализация информации;

§ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

§ самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

§ владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать

мысль в понятной собеседнику форме;

§ умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;

§ умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

§ использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные:

§ умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

 

§ умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Скретч;

 

§ умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

 

§ овладение понятиями класс, объект, обработка событий;

 

§ умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

 

§ умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Скретч;

 

§ умение использовать готовые прикладные компьютерные программы сервисы;

§ навыки способа представления данных в зависимости от поставленной задачи.

Цели программы

Цель общеобразовательной (общеразвивающей) программы – воспитание творческой личности, обогащенной общетехническими знаниями и умениями, развитие индивидуальных творческих способностей, интереса к науке и технике.

Задачи программы:

Предметные:

овладеть навыками составления алгоритмов;
изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;
сформировать представление о профессии "программист";
сформировать навыки разработки программ;
познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов, интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и интерактивных презентаций.
Метапредметные:

способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;
развивать внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес;
развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации;
развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Личностные:

формировать положительное отношение к информатике и ИКТ;
развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой группе, коллективе;
формировать умение демонстрировать результаты своей работы.

Результат программы

Предусматриваются различные формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: выставка, соревнование, внутригрупповой конкурс, презентация проектов обучающихся, проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей. Проект – это самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность учащихся, рассматриваемая как промежуточная или итоговая работа по данному курсу, включающая в себя сборку и презентацию собственной модели на заданную тему.

 

Итоговые работы должны быть представлены на выставке технического творчества, что дает возможность учащимся оценить значимость своей деятельности, услышать и проанализировать отзывы со стороны сверстников и взрослых. Каждый проект осуществляется под руководством педагога, который оказывает помощь в определении темы разработке структуры проекта, дает рекомендации по подготовке, выбору средств проектирования, обсуждает этапы его реализации. Роль педагога сводится к оказанию методической помощи, а каждый обучающийся учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять свои работы.

 

Знания, умения, навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю, с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения.

Формами педагогического контроля могут быть: итоговые занятия один раз в полугодие, контрольные задания, тематические выставки, устный опрос, тестирование, которые способствуют поддержанию интереса к работе, направляют учащихся к достижению более высоких вершин творчества.

Аттестация учащихся:

· начальная аттестация (сентябрь);

· промежуточная аттестация (декабрь);

· промежуточная аттестация (май).

При наборе учащихся в объединение по интересам проводится начальная аттестация, в ходе которой педагог проводит устный опрос и практическая работа, по результатам которого узнает уровень подготовки учащихся к занятиям.

Формы промежуточной аттестации: теоретическая часть – письменный опрос, практическая часть – практическая работа.

Письменный опрос состоит из перечня вопросов по содержанию разделов программы, каждому из учащихся предлагается ответить письменно на 7 вопросов. Практическая работа предполагает задания по пройденному материалу.

Оценка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся по теории и практике проходит по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – учащиеся должны знать правила техники безопасности при работе, грамотно излагать программный материал, знать основные блоки команд, уметь выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления и повторения и уметь самостоятельно создавать и выполнять программы для решения алгоритмических задач в программе Scratch.

Средний уровень – учащиеся должны знать основные блоки команд, уметь выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления и повторения, грамотно и по существу излагать программный материал, не допуская существенных неточностей в ответе.

Низкий уровень – учащиеся не знают значительной части материала, допускают существенные ошибки, с большими затруднениями выполняют практические задания.

При обработке результатов учитываются критерии для выставления уровней:

· Высокий уровень – выполнение 100% – 70% заданий;

· Средний уровень – выполнение от 50% до 70% заданий;

· Низкий уровень – выполнение менее 50% заданий.

Формы аттестации учащихся в течение учебного года

· Аттестация

· Сроки

· Теория

· Практика

Начальная аттестация

· сентябрь

· устный опрос

· практическая работа

Промежуточная

· декабрь

· письменный опрос

· практическая работа

Промежуточная

· май

· письменный опрос

· практическая работа

Особые условия проведения

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 ч)

Цели и задачи курса; влияние работы с компьютером на организм человека, его физическое состояние. Правила работы и требования охраны труда при работе на ПК, правила поведения

и ТБ в кабинете информатики; демонстрация возможностей Scratch.

Scratch 1.4 (10 ч)

Создание игр: «Пройди сквозь кактусы», «Накорми зайца», «Ведьма и волшебник»; открыток анимационных и музыкальных; тренажеров: класиатурный, математический в приложении Scratch 1.4 и 2.0

(4 ч)

Знакомство с приложением Scratch 3.0, регистрация в скрэтч сообществе. Создание игр со счетчиком: «Поймай, Гобо!», «Атака вируса!», "В погоне за пончиком!«

Сложные проекты (20 ч)

Создание сложных проектов, многоуровневых игр с использованием сложных дополнительных элементов: «Морковкопад», «Охотники за привидениями», «Лабиринт», «Поиск предметов», «Бегущий в лабиринте», «Змейка», "Танчики".

 

Формы занятий: беседа, итоговая выставка.

Методическое обеспечение: техническое оснащение – компьютеры, проектор.

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

- по источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.

- по способу организации познавательной деятельности:

развивающее обучение (проблемный, проектный, творческий, частично-поисковый, исследовательский, программированный);

дифференцированное обучение (уровневые, индивидуальные задания).

игровые методы (конкурсы, игры-конструкторы, турниры с использованием мультимедиа, дидактические).

 

Средства обучения:

- дидактические материалы (опорные конспекты, проекты примеры, раздаточный материал для практических работ).

- методические разработки (презентации, видеоуроки, flash-ролики).

- сетевые ресурсы Scratch.

- видеохостинг Youtub (видеоуроки "работа в среде Scratch").

- учебно-тематический план.

Материально-техническое обеспечение программы

Аппаратное обеспечение:

Процессор не ниже Pentium II

Оперативная память не менее 512 Мб

Дисковое пространство не меньше 800 Мб

Монитор с 16-битной видеокартой

Разрешение монитора не ниже 800×600

Программное обеспечение:

Операционная система: Windows 7 или Windows 8

Open Office

Компьютерные программы: Scrath

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

- Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима;

- 7 персональных компьютеров и 10 ноутбуков и проектор;

- Программное обеспечение Scratch 1.4;

- Маркерная доска

Информационное обеспечение предоставляется:

- в печатном виде (рабочие листы);

- в электронном виде (образцы программ)

Кадровое обеспечение: программу может вести учитель.